Выступления

Выступление СИВЕЦ С.В.

Принят Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», обязательный для всех организаций. Он вступит в силу с 1 января 2013 года. До конца 2012 года компании руководствуются прежним законом. «Но к грядущим изменениям нужно подготовиться заблаговременно», - об этом предупредила тамбовских специалистов эксперт федерального уровня Светлана Сивец. Как изменится работа бухгалтеров было подробно рассказано  3 ноября на информационном семинаре, организованном компанией «Плюс Гарантия».

В начале своего  выступления Светлана Сивец поблагодарила организаторов информационного семинара за предоставленную возможность ознакомить специалистов города Тамбова и области с основными нововведении в бухгалтерском учёте и отчётности, которые начнут действовать с 1 января 2013 года. По словам эксперта, она уже не в первый раз выступает в Тамбове и всегда её  встречает активная заинтересованная публика и благодарные слушатели.

Говоря о целях принятия нового закона, эксперт подчеркнула, что он необходим прежде всего для устранения устаревших норм, неэффективных положений и пробелов, выявленных в результате анализа практики. Основная идея законопроекта состоит в приведении норм, регулирующих бухучет, в соответствии с экономическими условиями. С вступлением нового закона в силу должно стать больше возможностей для формирования надежной информации о финансовом состоянии компаний и о том, как это состояние меняется.

Новый закон, в отличие от прежнего, предъявляет к сотрудникам, ведущим бухгалтерский учет, конкретные требования. Если компания относится к ОАО, главный бухгалтер должен иметь высшее профессиональное образование, причем закон не оговаривает, что именно экономическое. Если высшее образование не связано с бухгалтерским учетом или аудитом, необходим стаж работы по специальности не менее пяти из последних семи лет. Переучиваться тем главным бухгалтерам, которые уже к 1 января 2013 года работают в ОАО, не надо. Они смогут совершенно на законных основаниях продолжать ведение бухучета. Даже если компания нарушит требования по квалификации главного бухгалтера, ответственности за это закон № 402-ФЗ не несёт.

Важным нововведением можно назвать то, что с 1 января 2013 года бухотчетность считается составленной только после подписания ее руководителем компании. Подпись главного бухгалтера не будет необходимой.

Законодатель также подсказал, как подстраховаться. Речь о пункте 2 статьи 19 закона № 402-ФЗ по организации внутреннего контроля составления отчетности. В добровольном порядке организовать такой внутренний контроль у себя может руководитель любой компании. Выполнять его может любой квалифицированный внутренний специалист: финансовый контролер или сам главный бухгалтер.

Светлана Сивец также коснулась изменений в правилах составления первичных учётных документов. С 2013 года любой первичный документ может быть разработан компанией самостоятельно. Их формы  будет утверждать руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета.

Данное нововведение не коснулось организаций государственного сектора, для которых формы учетных документов должны устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством. Руководитель обязан будет утверждать формы первичных документов независимо от того, какой для этого используется бланк — унифицированный или нет. Чтобы указанные формы стали легитимными, они не только должны быть утверждены приказом руководителя (возможно, в составе учетной политики), но и иметь обязательные реквизиты. Последние перечислены в части 2 статьи 9 нового закона (с содержанием данного документа можно ознакомиться в системе ГАРАНТ).

Законом № 402 ФЗ также предусмотрена возможность оформлять «первичку» не только в бумажном, но и в электронном виде. Теперь следует иметь в виду, что при изъятии этих документов в случаях, предусмотренных законодательством (например, по требованию правоохранительных органов), в бухгалтерском учете организации должны остаться копии таких документов.

А вот требования к регистрам бухгалтерского учета стали жестче. Формы регистров теперь должны утверждаться руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета должны иметь обязательные реквизиты. И если регистр создается и хранится в электронной форме, он должен содержать электронную подпись, как обязательный реквизит.

В том, что касается установления сроков хранения документов, Законом № 402 ФЗ принципиальных новшеств не внесено. Уточнено лишь, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. А документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета (средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи), подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Это означает, что учетная политика для целей бухгалтерского учета будет храниться не пять календарных лет, а еще на пять лет дольше срока амортизации того или иного основного средства (нематериального актива), который был утвержден в этой учетной политике. Например, если объект амортизируется с 2011 по 2015 год, то учетная политика должна быть сохранена до 2020 года.

По окончании встречи, все присутствующие имели возможность пообщаться с приглашенным экспертом и обсудить особенности организации бухгалтерского учета и отчетности в рамках конкретной организации. Сотрудники Финансового управления Тамбовской области, присутствующие на информационном семинаре, отметили доступность и актуальность изложенного материала, а также высокий уровень организации мероприятия. 

Сотрудники компании «Плюс Гарантия» уверены, что доброжелательные отношения и сложившееся деловое сотрудничество с экспертами федерального уровня ещё не раз позволят тамбовским специалистам получить профессиональную правовую поддержку из первых уст.

Опубликовано 25-06-2014, 22:44
Опубликовано в Выступления
В понедельник был официально опубликован указ Президента РФ, которым определены полномочия и кадровые особенности организации...Подробнее
Теперь тарифы на российские "зеленые карты", то есть на международные полисы ОСАГО, снизятся на 5% по сравнению с прошлым месяцем...Подробнее
В текущем месяце вступают в силу 147 принятых к настоящему времени нормативно-правовых актов. Теперь работодатель обязан...Подробнее
Теперь задержанное транспортное средство подлежит возврату владельцу или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для...Подробнее
Правительство РФ внесло корректировки в действующие правила пожарной безопасности ......Подробнее
Минфин России пояснил - сумма оплаты дополнительного отпуска работнику, предоставляемому на период лечения (и проезда к месту...Подробнее
Представители Минфина России разъяснили, что членские взносы, а также средства, поступившие в соответствии с коллективными...Подробнее
Данная сумма должна компенсировать снижение уровня жизни пожилых людей из-за недостаточной индексации пенсий в 2016 году......Подробнее
К сожалению, в современной российской действительности работникам часто приходится сталкиваться с задержками и невыплатами...Подробнее
Сегодня ОП РФ призвала региональные общественные палаты сообщать о нехватке учебников в школах....Подробнее