В 2012 году в закон о госзакупках были внесены коррективы, которые изменяют способы обеспечения исполнения контракта, а также процедуру размещения заказа на поставку пищевых продуктов и лекарственных средств. Подробный обзор нововведений был представлен слушателям информационного семинара, организованного 12 ноября компанией «Плюс Гарантия».
Об основных нормативно-правовых актах, внесших изменения в процедуру размещения государственного и корпоративного заказа, рассказала на семинаре известный лектор, один из ведущих экспертов в области госзакупок Татьяна Трефилова. Одним из таких документов является Федеральный закон от 20 июля 2012 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Татьяна Трефилова выделила три наиболее важных блока изменений. Во-первых, из перечня возможных способов обеспечения исполнения контракта исключен договор поручительства. Во-вторых, изменены правила закупок пищевых продуктов. И в третьих, внесены коррективы в правила организации закупок лекарственных средств. По словам эксперта, в целом внесенные правки должны позитивно сказаться на сфере размещения заказов.
Чтобы проинформировать участников обо всех нововведениях, лектор подготовила подробную презентацию с наиболее значимыми выдержками из правовых документов по госзаказу.
Каковы же наиболее значимые изменения? Следует отметить, что вводятся новые правила закупки некоторых товаров и услуг для госнужд. Поправки касаются размещения государственных и муниципальных заказов. В частности, устанавливается следующее. Заказы на поставки пищевых продуктов в некоторые учреждения и (или) на оказание для них услуг общественного питания размещаются путем проведения торгов по решению заказчика или уполномоченного органа в форме конкурса или открытого электронного аукциона. Речь идет об организациях, осуществляющих образовательный процесс для детей, медорганизациях, учреждениях соцобслуживания, организациях отдыха и оздоровления детей. К участникам размещения такого заказа может предъявляться дополнительное требование. Это наличие опыта исполнения 2-х контрактов на поставки (оказание) одноименных товаров (услуг), стоимость каждого из которых составляет не менее чем 20% от начальной (максимальной) цены контракта (лота), на право заключить который проводится конкурс или открытый электронный аукцион.
В реестр контрактов включаются также сведения о решениях, принятых заказчиком, о взыскании неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Согласно законодательству критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены могут быть в т. ч. функциональные или качественные характеристики товара, качество работ, услуг и (или) квалификация участника. Согласно поправкам при поставке пищевых продуктов в упомянутые выше организации и (или) при оказании им услуг общественного питания значимость данных критериев составляет до 30%.
В документации об аукционе (в т. ч. об открытом электронном) лекарственные средства указываются по их международным непатентованным наименованиям (далее - МНН). А при отсутствии последних - по химическим, группировочным названиям. При этом сделано исключение для некоторых лекарств. Их перечень должен быть утвержден в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Лекарства, входящие в этот список, можно указывать по торговым наименованиям.
«Теперь победитель торгов больше не может предоставлять обеспечение в форме поручительства. - Подчеркнула эксперт. - Заказчикам следует учесть это и исключить все упоминания о поручительстве в своей типовой документации об аукционе в электронной форме и типовой конкурсной документации».
Татьяна Трефилова обратила внимание участников семинара, что в целом изменения следует признать положительными в части отмены поручительства, как способа обеспечения исполнения контракта и смягчения режима закупок пищевых продуктов.
В заключение мероприятия, тамбовские специалисты имели возможность лично пообщаться с федеральным экспертом и задать ей все интересующие вопросы. Чтобы быть в курсе последних изменений в области размещения государственного и корпоративного заказа, Татьяна Трефилова посоветовала участникам информационного семинара чаще обращаться к системе ГАРАНТ, в которой содержится необходимая нормативно-правовая база.
Интерес тамбовских специалистов к информационным семинарам с участием Татьяны Трефиловой является прямым свидетельством не только актуальности выбранной темы, но и профессионализма эксперта, который уже в течение не одного года приезжает в Тамбов, чтобы обеспечить слушателей самой необходимой и достоверной правовой информацией.