Проекты » Интернет-мероприятия » Прошедшие мероприятия

Интернет-конференция с представителями Управления Федеральной антимонопольной службы

Дата мероприятия: 29 октября 2009 

Эксперты: Гречишникова Елена Анатольевна, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (УФАС по Тамбовской области)
 
Мазаева Светлана Владимировна, заместитель руководителя  УФАС по Тамбовской области

Ведущая мероприятия: Кривошеина Оксана (компания "Плюс Гарантия") 

  3 июля 2009 года Государственная Дума одобрила во втором и третьем чтении законопроекты, составляющие «второй антимонопольный пакет законов». И с 23.08.2009 г. эти законы вступили в действие.

  Законы предусматривают введение административной ответственности государственных и муниципальных служащих за необоснованное предоставление преференций, за осуществление действий и издание актов, ограничивающих конкуренцию.

  Вводится ответственность за ряд составов административных правонарушений в сфере размещения государственного или муниципального заказа. Нововведения направлены на повышение эффективности проведения торгов и защиту субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в таких торгах. 

  В частности, за неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства, т.е. недробление лотов в интересах малого бизнеса будет наказываться штрафом в размере 50 тыс. рублей. Вводятся штрафы за нарушение сроков возврата денежных средств, прав участников торгов на электронной площадке. 

  В интересах малого и среднего бизнеса, прописаны нормы статьи 17.1 и 53 Закона «О защите конкуренции». Они расширяют перечень субъектов, с которыми договоры аренды имущества могут заключаться без проведения торгов. 

  Изменена редакция статьи о монопольно высокой цене, теперь при определении монопольно высокой цены товара можно использовать как затратный метод исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и «метод сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке). 

  Вводится уголовная ответственность за картели, а от административного наказания будет освобождаться только первая, обратившаяся в антимонопольный орган компания. Всем остальным грозит «оборотный» штраф.
 
Ведущая: Уважаемые гости, мы начинаем интернет-конференцию, организованную компанией «Плюс Гарантия» совместно с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, тема которой - «Второй антимонопольной пакет законов». В течение двух недель на сайте нашей компании осуществлялся сбор вопросов по данной теме. В ходе сегодняшней встречи с нашими уважаемыми гостями – Гречишниковой Еленой Анатольевной и Мазаевой Светланой Владимировной, сначала прозвучат ответы на вопросы, которые поступили от нашей интернет-аудитории, затем у вас также будет возможность задать свои вопросы нашим гостям. Время встречи – 1 час, 1.30 минут.

Гречишникова Е.А.: Добрый день! В начале нашей интернет-конференции я остановлюсь на основных положениях второго антимонопольного пакета, для этого предлагаю вашему вниманию презентацию, подготовленную Федеральной антимонопольной службой. Что же такое второй антимонопольный пакет? Это ряд законов, и все они направлены на развитие конкуренции. Это, прежде всего, поправки в Федеральный закон «О защите конкуренции», поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, и третий закон, очень важный - это поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, а именно поправки в статью 178 УК РФ. В настоящее время статья изложена в новой редакции. Редакция, которая действовала ранее, была нерабочей, ее практически не применяли, было невозможно привлечь к уголовной ответственности лиц за монополистическую деятельность. Поправки в Уголовный кодекс вступают в действие с 30 октября, то есть с завтрашнего дня.

  Давайте кратко остановимся на основных изменениях, которые претерпел закон «О защите конкуренции». Первое, о чем хотелось бы сказать - что сфера действия антимонопольного законодательства расширяется. Закон «О защите конкуренции» теперь применяется к сделкам и действиям, которые совершены не только в пределах Российский Федерации, но и если такие действия совершены за ее пределами, но при этом они оказывают решающее влияние на конкуренцию на территории нашей страны. То есть если стороны совершили какое-то нарушение закона за пределами Российской Федерации, допустим, тот же картельный сговор, но это негативно влияет на конкуренцию на рынках Российской Федерации, то эти лица также подлежат к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации.

  В законе появились новые подходы к определению доминирующего положения. Теперь доминирующим положением может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%, но такой субъект имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на рынке. В отношении таких субъектов могут возбуждаться дела о нарушении антимонопольного законодательства по статье 10 закона о защите конкуренции. Но следует отметить, что к такому хозяйствующему субъекту не может быть применен оборотный штраф, как к другим хозяйствующим субъектам, доля которых превышает 35%. Это несколько улучшает положение таких хозяйствующих субъектов, размер штрафа за злоупотребление доминирующим положением может составить от 300 тысяч до 1 миллиона рублей.

  Претерпели изменения и понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены. Эти изменения связаны с практикой применения антимонопольного законодательства.

  Монопольно высокой является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом путем повышения ранее установленной цены в условиях неизменности значения показателей, влияющих на ценообразование, поддержание или не снижение ранее установленной цены в условиях снижения значения показателей, влияющих на ценообразование. Цена не признается монопольно высокой в случае не превышения цены, которая сформировалась в условиях конкурентного рынка. Для чего же были введены именно эти два уточнения. Все мы знаем про положение на рынках нефтепродуктов. Нефтяные компании злоупотребляют своим доминирующим положением, в период повышения оптовых цен цена на розничных рынках естественно сразу идет резко вверх. Когда произошла обратная ситуация - оптовые цены начали падать, то розница за этим не стремилась, и хозяйствующие субъекты очень долго удерживали монопольно высокие цены. У нас сейчас такие дела расследуются, находятся в рассмотрении. Мы считаем поправки, которые внесены в закон «О защите конкуренции» будут способствовать пресечению монополистических действий.

  Аналогично определение монопольно низкой цены. Монопольно низкой является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом путем снижения ранее установленной цены в условиях неизменности значения показателей, влияющих на ценообразование, поддержание или не повышение ранее установленной в условиях увеличения значения показателей, влияющих на ценообразование. Не признается в то же время монопольно низкой цена, в случае если она ниже цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке. Надо сказать, что в редакции закона, действующей ранее, для доказательства монопольной цены необходимо было два условия: 1) монопольная цена должна была превышать цену, установленную на конкурентном сопоставимом рынке и 2) затраты превышали необходимые. В Российской Федерации сложилось такое положение, что все рынки нефтепродуктов монополизированы, на каждом из них установлена высокая цена, и очень проблематично найти сопоставимый рынок с развитой конкуренцией. Новый закон «О защите конкуренции» позволяет применять второй метод, то есть метод сопоставимых рынков, если только такой рынок существует. Если же его не существует, то достаточно одного критерия – превышение необходимых затрат.

  В законе появилась очень важная норма - часть 3 статьи 10 закона «О защите конкуренции». Она определила правила недискриминационного подхода к товарам естественных монополий. Содержание правил недискриминационного доступа должно разработать правительство. Закон только недавно вступил в силу, с 23 августа, и в настоящее время не все такие правила разработаны. Но мы надеемся, что после разработки этих правил, доступ к услугам товаров и естественных монополий будет обеспечен, деятельность субъектов естественных монополий будет более открытой и прозрачной. Эти изменения направлены на предупреждение создания субъектами естественных монополий условий, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов будут поставлены в неравное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, потребители получат полную информацию об услугах, будут определены существенные условия договоров и типовые договоры о предоставлении доступа на товарный рынок.

  Внесены изменения и в статью 11, которая содержит запреты на картельные соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов. Установлено, что запреты, установленные в части 1 статьи 11, не распространяются на вертикальные соглашения. То есть часть 1 статьи 11 применяется теперь только к горизонтальным соглашениям (картелям), то есть они не допустимы между хозяйствующими субъектами, которые действуют на одном рынке. Что касается вертикальных соглашений, здесь устанавливаются два новых запрета. А именно: запрещаются соглашения, приводящие к установлению цены перепродажи товара, и соглашения, содержащие условия о не допуске для продажи товара хозяйствующего субъекта-конкурента.

  Очень большие изменения в законе коснулись именно действий органов власти. Органам государственной муниципальной власти запрещается установление не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации о приоритетном порядке, предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного законом о защите конкуренции. И еще очень важная поправка в Кодекс об административных правонарушениях – введена новая статья 14.9 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность чиновников за нарушение норм закона о защите конкуренции. Штраф на чиновника составляет от 15 000 до 50 000 рублей, а за повторные нарушения – дисквалификация на срок до 3 лет.

  Если раньше антимонопольный орган при выявлении нарушения антимонопольного законодательства возбуждал дела, рассматривал их, по результатам этих дел выносилось предписание. Оно, естественно, было обязательным для исполнения. И только в случае неисполнения предписания определенный чиновник мог быть привлечен к административной ответственности. В новом законе установлена ответственность за сам факт нарушения антимонопольного законодательства. Поэтому всем надо быть бдительными, исполнять все требования антимонопольного законодательства.

  Что касается государственной и муниципальной преференций, запрет на их предоставление теперь установлен статьей 15 закона. Надо сказать, что вся глава 5 закона о защите конкуренции заново переписана. В новой редакции дано такое понятие как преференция. Оно наиболее полно отражает то, что предоставляется хозяйствующему субъекту, не помощь, а именно преференция, то есть преимущество по сравнению с другими участниками рынка. Преференции могут предоставляться, но только в целях, определенных законом. Перечень целей, для которых возможно предоставление преференций, расширен (статья 19 закона). Если в прежнем законе было определено 8 целей, то в настоящее время их 14. Особо хочется обратить внимание, что предоставление преференций возможно субъектам малого и среднего бизнеса, причем не зависимо от того, на каком рынке они работают. Это очень существенно для развития малого и среднего предпринимательства.

  Государственные и муниципальные преференции могут предоставляться только с предварительного согласия антимонопольного органа. Для получения разрешения на предоставление преференции органы государственной власти или муниципальные органы власти предоставляют в антимонопольный орган заявление с перечнем необходимых документов, определенных статьей 20 закона. Рассмотрев заявление, антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о даче согласия на предоставление преференции, о даче согласия с какие-либо условием для уменьшения негативного влияния преференции на конкуренцию, или же отказываем, если предоставление преференции может негативно воздействовать на конкуренцию, а именно привести к устранению или недопущению конкуренции. Определены способы предоставления государственной преференции. Это передача государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, а также предоставление имущественных льгот. Например, предоставление в аренду помещения без торгов является преференцией, и может представляться только с согласия антимонопольного органа, в противном случае должностное лицо, предоставившее такую преференцию, будет привлечено к административной ответственности.

  Антимонопольный орган вправе выдавать предписания о возврате преференции, если она используется не в целях, которые были заявлены при предоставлении заявления в антимонопольный орган.

  Существенные изменения внесены в статью 17.1 закона, которая определяет порядок предоставления государственного и муниципального имущества. В новой редакции статьи расширен перечень случаев предоставления прав на государственное и муниципальное имущество без проведения конкурсов или аукционов. Закреплено право лица, которому предоставлено право владения, пользования помещением или зданием, на передачу таких объектов третьим лицам в случае согласия собственника без проведения конкурса или аукциона в определенных случаях. Также этот закон позволил заключать на новый срок договоры без проведения конкурса или аукциона с субъектами малого или среднего предпринимательства. Пролонгация договоров возможна, если договор был заключен до 1 июля 2008 года. Если же договор заключается в настоящее время, то необходимо отобрать арендатора на аукционе или конкурсе, либо есть право обратиться с ходатайством в антимонопольный орган о предоставлении преференции в целях, которые установлены законом.

  Как я уже говорила, предоставление преференций в целях, не предусмотренных законом о защите конкуренции, влечет административную ответственность и обязанность возврата имущества. В этом случае тоже будет применяться статья 14.9 КоАП РФ – совершение действий, запрещенных антимонопольным законодательством.

  Федеральная антимонопольная служба получила новые полномочия. Теперь антимонопольные органы вправе выдавать обязательные для исполнения предписания о продаже определенного объема продукции на товарной бирже, и о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже. В порядке, установленном правительством Российской Федерации. Конечно, порядок сейчас еще не разработан, но планируется применять именно эти предписания для тех же нефтяных компаний. Определенный объем нефтяные компании должны продавать на рынке для того, чтобы установилась справедливая рыночная цена.

  Также антимонопольные органы получили полномочия об обращении в арбитражный суд с исками о признании недействительными актов законодательных органов законодательной власти субъектов Российской федерации. Если раньше наш контроль был нацелен, собственно говоря, именно на исполнительные органы, то в настоящее время у нас есть полномочия обращаться в суд именно против актов законодательной власти, нарушающих антимонопольное законодательство.

  Статья 25.1 закона о защите конкуренции очень объемно и полно описала наши полномочия при проведении проверок. Федеральным законом 294-ФЗ установлены общие нормы при проведении проверок юридических и физических лиц. В том законе есть особые поправки, которые внесены вторым антимонопольным пакетом. Что касается органов власти, там есть такие уточнения – закон не распространяется на проверки юридических лиц, которые не осуществляют хозяйственную деятельность. То есть 294-ФЗ регламентирует порядок проведения проверок непосредственно хозяйствующих субъектов. Но поскольку органы власти хозяйствующими субъектами не являются, 294-ФЗ на проверки органов власти не распространяется. И весь порядок проведения проверок антимонопольным органом четко расписан в законе о защите конкуренции. В этом законе также определена периодичность: один и тот же хозяйствующий субъект или орган мы не вправе проверять чаще, чем раз в три года, согласно плану проверки. Также регламентировано, каким образом издается приказ, что в нем должно быть указано, регламентированы сроки проведения проверки – она идет 1 месяц. Продление проверки возможно только по приказу руководителя органа, и для этого должны быть какие-то существенные причины, установлен порядок уведомления о проверке (не позднее, чем за 3 рабочих дня).

  Особое внимание хочу обратить на следующую норму: если антимонопольный орган решил проверить какие-либо хозяйствующие субъекты на соблюдение ими статьи 11, а это ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, в данном случае обязанности уведомления о внеплановой проверке у антимонопольного органа нет. То есть антимонопольная служба может прийти и должна прийти внезапно для того, чтобы получить доступ к определенным документам, свидетельствующим либо об осуществлении согласованных действий, либо соглашений, которые направлены, допустим, на поддержание цен. В данном случае мы придем без предупреждения.

  Для снижения административных барьеров внесены изменения в системе контроля экономической концентрации. Под антимонопольный контроль теперь попадают очень крупные сделки. Увеличены пороги, при которых требуется согласие антимонопольного органа. Для того чтобы антимонопольный орган контролировал сделку, активы должны составлять не менее 7 миллиардов рублей или 10 миллиардов – оборот компании. А что касается группы лиц, у хозяйствующих субъектов, которые входят в одну группу лиц, теперь нет обязанности предварительно согласовывать с антимонопольным органом сделки внутри своей группы лиц. В данном случае – только уведомительный характер, в течение 45 дней после осуществления сделки, данные хозяйствующие субъекты информируют антимонопольный орган о проведении таких сделок. Надо сказать, что в практике нашего антимонопольного органа очень мало стало сделок, которые мы согласовываем. В основном это те сделки, в которых участвует хозяйствующий субъект, включенный в реестр. А если хозяйствующий субъект внесен в реестр, то под антимонопольный контроль подпадают сделки в независимости от суммы активов.

  Законом установлены сроки давности возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. В прежнем законе такой нормы совсем не было. Так вот теперь дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения антимонопольного законодательства. Постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства может быть вынесено в течение одного года с момента вступления в силу решения антимонопольного органа. Это общая норма, статья 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  В новом законе уточнена программа освобождения от административной ответственности. Освобождение от административной ответственности предполагает именно программу смягчения для лиц, участвующих в картеле. Те лица, которые первыми добровольно отказались от участия в картели и заявили об этом в антимонопольный орган, освобождаются от административной ответственности.

  Антимонопольный орган, конечно, принимает эти заявления, эта информация является конфиденциальной, естественно тот, кто обратился, его нельзя обозначать, он помогает расследовать картель, вот за это его освобождают от административной ответственности.

  В прежней статье закона такая норма носила неопределенный характер и позволяла освобождать от ответственности тех лиц, которые одновременно обратились в антимонопольный орган и сообщили о заключении соглашений. Этим воспользовались более 500 компаний. В основном это компании, которые работают на финансовом рынке, банковских и страховых организаций. Именно они приходили с повинной в антимонопольную службу, говорили о существовании соглашений и об осуществлении согласованных действий, и антимонопольный орган освобождал от ответственности. В настоящее время освобождению от ответственности будет подлежать только первое лицо, которое придет с таким заявлением. Причем обязателен отказ от ведения согласованных действий, а также тот факт, что антимонопольный орган не знал до этого обращения о существовании соглашения.

  В нашей практике (Тамбовского УФАС России) был такой случай, когда компании просили об освобождении от ответственности после рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по статье 11. Комиссия признала компании нарушителями, и когда начали привлекать их к административной ответственности, они говорят, ну вот теперь мы каемся, освободите нас, пожалуйста, ответственности. Конечно, такие вещи не проходят.

  Теперь остановимся на поправках в статью 178 Уголовного кодекса. Она предусматривает уголовную ответственность за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений и осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, а также за неоднократное злоупотребление доминированием, выразившимся в восстановлении или поддержании монопольно высокой цены, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора ограничения доступа на рынок. Уголовная ответственность наступает, если это деяние причинили крупный ущерб гражданам или юридическим лицам или государству. Причем ущерб должен быть в размере 1 миллиона и более, либо повлекли извлечение дохода в особо крупных размерах, то есть свыше 5 миллионов рублей.

  Что касается заключения ограничивающих соглашений, здесь даже повторность не предусмотрена. Если соглашение, согласованные действия есть, и они повлекли крупный ущерб в размере более 1 миллион рублей или извлечение дохода более 5 миллионов рублей, уже с первого раза должностные лица, а именно менеджеры крупных компаний, могут привлекаться к уголовной ответственности. Что касается злоупотребления доминирующим положением, здесь обязательно именно неоднократность, то есть не однажды такие действия должны быть зафиксированы.

  Ну и немножко о приятном для антимонопольных органов. Наконец-то, с 2010 года вступает в силу изменение в закон о защите должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов. Так вот теперь предусматривается распространение действий этого закона и на работников антимонопольной службы. Полномочия антимонопольных органов постоянно расширяются, мы ведем очень важные и сложные дела, поэтому мы считаем, что должны быть под государственной защитой.

  Вот и все основные изменения в законодательстве, на которые я хотела обратить Ваше внимание. Теперь перейдем к ответам на вопросы.

Вопрос интернет-аудитории: Способствуют ли на деле нововведения в закон укреплению принципов свободного предпринимательства в регионе, в частности, развитию малого бизнеса?
 
Гречишникова Е.А.: Несомненно, способствуют. Основные новые положения закона я огласила, но, тем не менее, повторюсь. Что касается малого и среднего бизнеса, разрешено продлевать ранее существующие договоры аренды государственного и муниципального имущества без проведения торгов, это льготное продление договоров аренды предусмотрено до 2015 года, указанные положения закона будут способствовать стабильности бизнеса в регионе. Для субъектов малого и среднего предпринимательства стало возможным предоставление преференций вне зависимости от вида деятельности (ранее было возможным представление помощи для субъектов малого предпринимательства, работающих в приоритетных сферах). Что касается контроля экономической концентрации, снижены административные барьеры на бизнес, существенно увеличены пороги, при превышении которых, для совершения сделок, лица физические и не физические должны обратиться с ходатайством в антимонопольный орган. И, несомненно, это часть 3 статьи 10, которая способствует формированию недискриминационного доступа к услугам естественных монополий. Эти поправки положительно повлияют развитие конкурентной среды в регионе.

Вопрос интернет-аудитории: Существенная часть второго антимонопольного пакета направлена на пресечения действий недобросовестных чиновников. Он ужесточает позиции государства, Правительства РФ и соответственно Федеральной антимонопольной службы в отношении к государственным чиновникам. Уменьшились ли случаи использования незаконных государственных преференций?

Гречишникова Е.А.: Закон у нас только что вступил в силу. Те проверки, которые мы проводим, говорят о том, что пока не наблюдается у нас уменьшения нарушений антимонопольного законодательства в части предоставления преференций. По-прежнему преференции незаконно предоставляются. Надеемся, что вступившие в законную силу поправки, а именно те, которые предусматривают административную ответственность, они будут способствовать уменьшению нарушений антимонопольного законодательства.

Вопрос интернет-аудитории: Насколько положения российского антимонопольного законодательства приближены к нормам международного права?

Гречишникова Е.А.: Наше антимонопольное законодательство молодое, начало свое действие первым законом, принятым в 1991 году. Этот закон много раз подвергался изменениям в связи с изменением рыночной среды. В настоящее время действует Федеральный закон от 2006 года 135-ФЗ «О защите конкуренции» с поправками, которые внесены вторым антимонопольным пакетом. Естественно, он вбирает в себя все лучшее, что есть в антимонопольном законодательстве, которое сформировалось в других странах. Все мы знаем, что первый антимонопольный закон, закон Шермана, он от 1890 года, был разработан в Америке. В 1913 году появился закон Клейтона, антитрестовский закон. У других стран большой опыт, которым антимонопольная служба воспользовалась. В сентябре в г. Казани федеральная антимонопольная служба под эгидой БРИК (Бразилия-Россия-Индия-Китай) проводила международную конференцию антимонопольных органов, в которой приняли участие около 40 стран мира. Представители антимонопольных ведомств делились опытом по пресечению картелей. Конференция была очень интересной, коллеги рассказывали о своем законодательстве, о проблемах антимонопольного контроля. И хочется сказать, что сейчас нормы нашего антимонопольного закона приближены к европейскому законодательству, в тоже время есть и положения, сходные с американским законодательством. Везде пресекаются монополистические действия, недобросовестная конкуренция, и картели, только методы регулирования отличаются. Но что касается нашего законодательства, есть некоторые отличия. Если в других странах пресекается, как правило, именно недобросовестная конкуренция и монополистические действия, картели, то у нас еще и недобросовестные действия, ограничивающие конкуренцию, со стороны чиновников. У нас где-то более половины нарушений антимонопольного законодательства совершается именно чиновниками. Об этом говорит статистика. Поэтому нормы закона о защите конкуренции направлены и на пресечение действий чиновников. Еще хочется сказать об одной особенности. Полномочия антимонопольных органов в странах Европы, Америки, более широкие. Там антимонопольные органы имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность. У антимонопольных органов нашей страны таких полномочий нет. У нас предусмотрено только сотрудничество с правоохранительными органами при выявлении картелей.

Вопрос интернет-аудитории: Одним из предложений ФАС была «Обязательность конкурсных процедур при осуществлении сделок на право пользования основными средствами субъектов естественных монополий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с учетом как общих норм антимонопольного законодательства, так и специального (концессионного и пр.)". Вошло ли данное предложение во" второй пакет", и если да, то как раелизуется?

Гречишникова Е.А.: Что касается обязательности конкурсных процедур при осуществлении сделок на право пользования основными средствами, находящимися в государственной, муниципальной собственности, эти изменения вступили в силу даже ранее, чем второй антимонопольный пакет - со 2 июля 2008 года. В антимонопольный закон внесена статья 17.1, которая предусмотрела обязательность проведения конкурсных процедур. Естественно, это под нашим постоянным контролем. В последнее время все больше проводится этих конкурсных процедур. Нарушения, конечно, есть.

Вопрос интернет-аудитории: В каких отраслях уже установлен запрет на совмещение естественно монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности на территории Тамбовской области?

Гречишникова Е.А.: На территории не только Тамбовской области, на территории Российской федерации установлен запрет на совмещение естественно монопольного и потенциально конкурентных видов деятельности в электроэнергетике. То есть транспортировка электроэнергии и продажа, у нас разделена. Антимонопольному органу здесь пришлось вмешаться. У нас, по-моему, два дела рассматривалось, выдавались предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства. А сейчас у нас разделены эти виды деятельности.

Вопрос интернет-аудитории: Какие изменения внесены в статьи закона, регулирующие порядок передачи государственного и муниципального имущества, а также порядок предоставления государственной и муниципальной помощи без проведения торгов, но с предварительным согласованием с антимонопольным органом?

Гречишникова Е.А.: В принципе я уже ответила на этот вопрос ранее, орган вправе предоставить государственную или муниципальную преференцию только на цели, определенные законом и с предварительным согласованием с антимонопольным органом. Такие возможности есть. Либо проводятся торги, либо подается заявление в антимонопольный орган. Все эти нормы расписаны в статье 17.1, статье 19 и 20 в законе о защите конкуренции.

Вопрос интернет-аудитории: Положения, предлагаемые законопроектами, существенно изменяют антимонопольное законодательство. Перечислите главные меры, которые были приняты для способствования развития конкуренции на рынках РФ?

Гречишникова Е.А.: Я думаю, что на этот вопрос я уже ответила. Это изменения в часть 3 статьи 10 – обеспечение недискриминационного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий, изменения в статью 11, ограничивающие вертикальные соглашения, и понятие новой монопольно высокой цены, новые понятия доминирующего положения, а также статья 17.1, это статья, которая предусматривает конкурсный порядок распределения государственного муниципального имущества. И, конечно, запреты на незаконное предоставление преференций и незаконное вмешательство в экономическую деятельность субъектов предпринимательской деятельности со стороны чиновников.

Вопрос интернет-аудитории: Как сказались данные перемены на региональном рынке, и какова была реакция бизнес-сообщества Тамбовской области?

Гречишникова Е.А.: Второй антимонопольный пакет мы обсуждали на общественно-консультативном совете, который работает при Тамбовском УФАС России. Туда входят и представители бизнес сообщества. В частности, представители «Опоры», торгово-промышленной палаты. Представители бизнеса с удовлетворением восприняли это пакет законов, особенно «Опора», потому что именно эта организация представляет интересы малого бизнеса. Они считают, что изменения в части поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечения недискриминационного доступа к товарам и услугам естественных монополий должно благоприятно сказаться на состоянии конкуренции в регионе.

Вопрос интернет-аудитории: Изначально главной целью нового законопроекта было формирование системы законодательного регулирования деятельности естественных монополий, обеспечивающей надежное, эффективное и качественное предоставление потребителям товаров и услуг. Помогли ли эти нововведения повышению прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, а также созданию условий для развития конкуренции?

Гречишникова Е.А.: Часть 3 статьи 10 закона о защите конкуренции - новая норма, вступившая в действие с 23 августа, и к тому же пока еще порядок применения этой статьи, порядок раскрытия информации не разработан правительством. После разработки соответствующих порядков, я думаю, что ситуация должна кардинальным образом измениться, в том числе в части обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий.

Вопрос интернет-аудитории: Как известно, была введена уголовная ответственность за картели, а всем нарушителям грозит «оборотный» штраф. Много ли было конкретных случаев на практике, когда применялись такие меры, согласно закону?

Гречишникова Е.А.: Уголовная ответственность за картели вступает в силу только с 30 числа, с завтрашнего дня. А что касается нарушений статьи 11 закона о защите конкуренции, нашим управлением рассмотрен ряд дел. Это 2 дела на рынке молочной продукции: в отношении компании «Юнимилк», «Молвест» и наших региональных компаний (дистрибьютеров), когда компании осуществляли согласованные действия по установлению цены продажи и разделу рынка. Но эти дела рассмотрены еще до введения административной ответственности, а именно оборотного штрафа. Просто мы пресекли эти незаконные соглашения. Также по 11 статье мы рассматривали дело в отношении «Роснефти» и «Тамбовнефтепродукт», там были применены оборотные штрафы.

Ведущая: Теперь перейдем к вопросам о размещении заказов. Вопрос: Пункт 5 статьи 44 Федерального закона о размещении заказов предусматривает, что котировочная заявка должна содержать сведения о цене товара, работы и услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходов. Могут ли в цену товара и работы услуг входить иные расходы участника, не предусмотренные данной нормой? Например, монтажные работы при установке кондиционеров. А так же могут ли такие расходы быть указаны в запросе заказчика?

Гречишникова Е.А.: Что касается запроса котировок, действительно, котировочная

Опубликовано 25-06-2014, 22:06
В понедельник был официально опубликован указ Президента РФ, которым определены полномочия и кадровые особенности организации...Подробнее
Теперь тарифы на российские "зеленые карты", то есть на международные полисы ОСАГО, снизятся на 5% по сравнению с прошлым месяцем...Подробнее
В текущем месяце вступают в силу 147 принятых к настоящему времени нормативно-правовых актов. Теперь работодатель обязан...Подробнее
Теперь задержанное транспортное средство подлежит возврату владельцу или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для...Подробнее
Правительство РФ внесло корректировки в действующие правила пожарной безопасности ......Подробнее
Минфин России пояснил - сумма оплаты дополнительного отпуска работнику, предоставляемому на период лечения (и проезда к месту...Подробнее
Представители Минфина России разъяснили, что членские взносы, а также средства, поступившие в соответствии с коллективными...Подробнее
Данная сумма должна компенсировать снижение уровня жизни пожилых людей из-за недостаточной индексации пенсий в 2016 году......Подробнее
К сожалению, в современной российской действительности работникам часто приходится сталкиваться с задержками и невыплатами...Подробнее
Сегодня ОП РФ призвала региональные общественные палаты сообщать о нехватке учебников в школах....Подробнее