Проекты » Интернет-мероприятия » Прошедшие мероприятия

Интернет-круглый стол в Тамбовской области

Дата проведения: 23 ноября 2012 года

Участники: 

1. Управление сельского хозяйства: Шкитин Александр Иванович, главный специалист-эксперт отдела земельных и имущественных отношений управления сельского хозяйства области

2. Управление Россельхознадзора: Николай Александрович САЖНЕВ, заместитель начальника отдела земельного контроля

3. Управление Росреестра: Елена Ивановна МОЦЕРОВСКАЯ, начальник отдела, контроля и координации деятельности в учетно-регистрационной сфере и взаимодействия с крупными правообладателями

4. Институт права ТГУ им. Державина: Наталья Игоревна КУДИНОВА

5. Тамбовская областная Дума, Комитет по аграрным вопросам, экологии и природопользованию: Сергей Степанович КОННОВ, председатель комитета

6. Тамбовская областная Дума, Комитет по аграрным вопросам, экологии и природопользованию: Василий Владимирович ПЕНТЮХИН

7. Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Региональный  информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса»: Сергей Николаевич ВОРОПАЕВ, заместитель директора

8. Начальник информационно-консультационного центра МичГАУ Галина Борисовна ШИРЯЕВА

9. Старший преподаватель кафедры земледелия, землеустройства и растениеводства, кандидат сельскохозяйственных наук Илья Заволока

10. ОАО "Тепличное"

11. ОАО "Радуга"


Ведущая интернет-круглого стола: Рита Багатурия (компания "Плюс Гарантия")


Ведущая: Добрый день, уважаемые участники круглого стола! Мы рады приветствовать Вас на мероприятии, организованном региональным партнером разработчика ИПО ГАРАНТ – компанией «Плюс Гарантия» в рамках реализации «Программы сотрудничества с органами власти». 

Сегодня нам предстоит обсудить важную для развития нашего региона тему:  «Cовершенствование оборота земель сельскохозяйственного назначения.  Содействие их  эффективному использованию в Тамбовской области». Оборот земель сельскохозяйственного назначения в последние годы составлял одну из ключевых проблем, над решением которой долгие годы работали учёные и специалисты в области земельных отношений и землепользования. 

Решение вопроса об упорядочении правоотношений на землях сельхозназначения имеет исключительно важное значение в рамках принимаемых Правительством и Минсельхозом мер по совершенствованию оборота и повышению эффективности использования таких земель, а также по наведению порядка в регулировании земельных отношений.

Перед тем, как вдаваться  в подробности данной темы, предлагаю начать с перечисления полномочий органов исполнительной власти, кто и за что отвечает со своей стороны и с кем взаимодействует. Главным исполнителем 101-ФЗ у нас является Управление сельского хозяйства. Слово – Александру Ивановичу.


А.И. Шкитин:  Безусловно, тема, рассматриваемая на круглом столе, актуальная. В соответствии с функциональными обязанностями на управление сельского хозяйства области возложено обеспечение планирования и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.  Тема, рассматриваемая на круглом столе, является актуальной. Актуальность ее заключается  в том, что площадь земель сельскохозяйственного назначения (сельхозназначения) в нашей области составляет 2 миллиона 819 тыс. га или 82% территории Тамбовской области. 

Отдел земельных и имущественных отношений в управлении  начал функционировать с 2006 года. Изначально была проведена работа по сбору и обобщению информации о землях сельхозназначения.   370 000 га составляли на тот момент неиспользованные пахотные угодья из них более 130 000 – залежи. Использование пахотных угодий составляла 82%. Оформление земель сельхозназначения  осуществлялось очень медленно. Эта информация  доведена до сведения Александра Яковлевича Дубовика, первого заместителя главы администрации области, а впоследствии  до главы области - Олега Ивановича Бетина. Ситуация с использованием и оформлением  земель была взята под личный контроль губернатора, проводились заседания рабочих групп,  приглашались руководители служб областных и федеральных органов исполнительной власти, работа которых непосредственно была связанна с землями сельхозназначения, также приглашались главы тех районов, где работы  проводились не на должном уровне. Впоследствии в 2008 году была создана комиссия для координации действий по рациональному использованию и оформлению земель сельскохозяйственного назначения. Комиссия действует и сейчас, ее членами являются все соответствующие службы, и возглавляет ее Александр Яковлевич Дубовик. 

Особое  внимание было уделено вопросам  использования, оформления, учета  земель долевой собственности т.к. землями сельхозначения федеральной собственности занималось  Территориальное управление Росимущества в Тамбовской области, землями сельхозназначения областной собственности - Комитет по управлению имуществом области, муниципальной собственностью -  соответствующие  комитеты районов. Согласно постановлениям районных администраций, площадь земель долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения на момент реорганизации колхозов, совхозов, это период 1992-1994 годы, составила около двух миллионов гектар. Основная задача заключалась в том, чтобы не потерять эти  земли, по каждому бывшему сельхозпредприятию, выяснить, сколько из них используется и кем. Выполнение работ осуществлялось и осуществляется в непосредственном  взаимодействии с территориальными Управлениями  Росреестра, Роснедвижимости по Тамбовской области, Кадастровой палатой и органами местного самоуправления. Мы выражаем им свою благодарность за содействие. К сожалению, в четвертом квартале 2011 года  поступление информации из Кадастровой палаты прекратилось в связи с изменением программы учета. Но на тот период уже 82% долевой собственности было поставлено на кадастровый учет. 

В течение двух лет с выездом в  районы, проводили  консультации по применению федерального закона.  Как уже было сказано, в ожидании закона, мы рассчитывали на лучшее, но работать пришлось с тем, что было. Постоянно вносились изменения, требовалось разъяснять отдельные нормы закона. 
В 2008 году функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель были преданы Министерству сельского хозяйства. Нам ясно озвучили, что работать будем с тем законом, который есть,  будем вносить необходимые изменения. 

В сфере реализации 101-ФЗ в области проведена работа по признанию прав областной и муниципальной собственности на земельные участки в счет невостребованных земельных долей. В результате проведенных работ комитетом по управлению имуществом области подготовлены и переданы в суды материалы по признанию права собственности на земельные участки на площади  139000 га.

С вступлением в силу 435-ФЗ, в котором более четко прописаны нормы, работать стало несколько легче. Законом признание права собственности на невостребованные земельные доли возложено на органы местного самоуправления поселения.  Прежде чем проводить эту работу в их адрес были направлены письма за подписью Александра Яковлевича Дубовика. В них по каждому сельхозпредприятию были указаны площади нераспределенных земель. Основным требованием было проработать вопрос нераспределенных земель по каждому хозяйству на основании статьи 12.1  федерального закона о признании невостребованными земельными долями. Подготовлены списки для признания невостребованными земельными долями на площади 110 000 га, которые находятся в работе.

В прошлом году до глав районов и руководителей сельхозпредприятий была доведена  информация о землепользователях, срок аренды земель областной собственности  у которых составляет более трех лет, и которые имеют право преимущественного выкупа арендуемых участков без проведения аукциона.  

 

Программой развития сельского хозяйства Минсельхоза предусмотрено  предоставление субсидий на возмещение части затрат  крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей при оформлении в собственность, используемых ими земельных участков из земель сельхозназначения.   
21 ноября на имя заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации направлено письмо, с перечнем крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей  площадью земель  6,5 тыс. га для включения их в план на 2013 год.

За период с 2006 по 2011 год проводилась работа по консолидации земель сельскохозяйственного назначения для строительства животноводческих комплексов и реализации инвестиционных проектов, их общая площадь составила более   250 тыс. га.
На сегодняшний день 354 000 га  земель сельхозназначения области находится в собственности юридических лиц. Существуют  собственники, которые приобрели земли и не используют их по назначению. С районов поступают нарекания по этому поводу. В связи с этим, я бы хотел обратиться с просьбой к  представителям Управления Росреестра в соответствии с их компетентностью оказать содействие в устранении данного вида нарушения, а также в соответствии со ст.72 «Земельного кодекса»  организовать предоставление информации землепользователями один  раз в год о том, как они используют землю. С Россельхознадзором мы активно работаем в этом направлении, выезжаем на места, и это дает свои результаты, землепользователи реагируют на предписания и замечания. 

Конечно, немаловажно отметить, что функции по выработке и реализации земельных отношений принадлежали Роснедвижимости, в штате которого числилось более 90 специалистов. На сегодняшний день эти функции возложены на Министерство сельского хозяйства, количество сотрудников в соответствующих ведомствах куда меньше, и из районов очень сложно получить информацию. 

По результатам проводимой работы достигнуты следующие результаты: площадь залежных земель на 01.01.2012 года составила 11.3 тыс. га и  использования пахотных земель -  95%.

Благодарю за внимание, и хочется ещё раз поблагодарить все службы за оказываемую помощь, и надеюсь на взаимодействие и  сотрудничество в дальнейшем. 

Ведущая: Спасибо, Александр Иванович. В вашем выступлении по части взаимодействия с Управлением Росреестра было озвучено достаточно много конкретных практических примеров. В связи с этим, я считаю, продолжить и развить тему  будет логично начальнику отдела, контроля и координации деятельности в учетно-регистрационной сфере и взаимодействия с крупными правообладателями Управления Росреестра по Тамбовской области. Слово предоставляется Елене Ивановне Моцеровской. 

Е.И. Моцеровская: Добрый день, уважаемые коллеги. В первую, очередь, я бы хотела бы заместить  Александру Ивановичу, что государственный земельный надзор, так он теперь называется, осуществляется в полном и четком  соответствии с муниципальным надзором. Однако Росреестр пока полного взаимодействия с муниципальным земельным надзором пока не находит. Несмотря на то что практически со всеми администрациями районов у Росреестра заключено соглашение, но при всем при этом можно говорить о том, что муниципальный земельный надзор в полную силу на сегодняшний день не работает. С муниципального уровня никаких сведений о земельных правонарушениях Росреестр не получает либо эти сведения очень скудны. Приходится обходиться своими силами, в том числе и при работе с невостребованными земельными долями. Как вы озвучили, полномочия между Росреестром и Россельхознадзором, с недавнего времени, были распределены. Последний осуществляет свои полномочия в рамках контроля за использованием земель, а Росреестр осуществляет свои полномочия в рамках проверки по использованию земель на основании надлежащих правоустанавливающих документов. Это статья 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. Конечно, в отношении земель сельхозназначения проверки проводятся, но если бы больше информации поступало со стороны муниципальных органов, то и выявляемых нарушений стало бы больше. Итогом работы становится вынесение предписаний, наказаний, штрафов, а это, в свою очередь, подталкивает граждан, глав крестьянских фермерских хозяйств, к тому, чтобы все-таки оформить свои земельные правоотношения, в том числе по аренде, выкупу, передаче земельных участков в уставный капитал и т.д. Поэтому совместными усилиями нужно налаживать работу именно на этом уровне и обязывать муниципальные органы четко и тесно взаимодействовать и с Россельхознадзором, и с Росреестром. 

Если переходить к актуальным данным статистики, то хотелось бы отметить, что Тамбовская область является аграрным регионом.  За годы земельной реформы в частную собственность 253 тысяч жителей Тамбовской области передано около 2 миллионов гектаров сельхозугодий, до этого принадлежавших реорганизованным колхозам и совхозам. 

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области вот уже более 10 лет ведет самую активную работу по государственной регистрации прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Все эти годы мы стараемся исполнять закон, находить разные методы и способы, разрабатывать новые методики в тесном взаимодействии с Управлением сельского хозяйства, Комитетом по управлению имуществом области. 

Оборот земель сельхозназначения на территории Тамбовской области был начат еще до вступления в силу федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Тогда еще не существовала четкого определения понятия «земельная доля», никто не понимал, что это такое, потому что земельная доля была выражена в гектарах, то есть в натуре, хотя в реальности никто этих земельных участков не получал и не использовал. И только Закон об обороте земель сельхозназначения, вступивший в силу в январе 2003 года, определил, что земельная доля – это доля в праве общей долевой собственности. Конечно, собственников на участке сельхозназначения бывает очень много, порой их количество превышает несколько сотен, и доходит даже до тысячи собственников на один земельный участок. Все это создает сложности при оформлении, учитывая такой конгломерат, который был создан еще в советское время. Закон об обороте, вступив в силу, определил, что распорядиться земельной долей можно только тогда, когда она выделена в натуре. Другим способом оборот земельных долей не допускается. Исключение составляет продажа земельных долей внутри этого земельного участка сособственникам или арендаторам, которые используют его и получили преимущественное право на выкуп участка.

В 2005 году и начале 2006 года отмечался значительный спад обращений за государственной регистрацией прав на земельные доли. Объяснить это можно многими объективными причинами, одна из которых увеличившийся размер госпошлины, высокая плата за удостоверение доверенностей и проведение землеустроительных работ.

Следует отметить, что после вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» значительно снизились затраты собственников земельных долей по межеванию выделяемого земельного участка. До 01.03.2008 требовалось провести межевание как выделяемого в счет земельных долей земельного участка, так и земельного участка, оставшегося после выделения. После указанной даты для постановки на кадастровый учет выделяемого земельного участка требуется установить только границы земельного участка, выделяемого собственниками в счет принадлежащих им земельных долей.  


С 26.01.2009 в связи с принятием Федерального закона от 22.12.2008 № 263-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в 5 раз снижен размер государственной пошлины, уплачиваемой за государственную регистрацию прав на земельные участки сельскохозяйственного назначении,  и в 10 раз -  за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения: 100 рублей и 50 рублей соответственно.


В связи с указанными выше обстоятельствами наибольшее количество обращений, с целью регистрации прав на земельные доли, выделенные земельные участки, а также регистрации договоров аренды пришлось на 2007-2009 годы. Так, в частности, в 2007 году было зарегистрировано 33,5 тысяч прав, в 2008 году – 52 тысячи, это был рост на 57% по сравнению с показателем 2007 года. Максимальный рост наблюдался в 2009 году и составил 60 тысяч прав.


Начиная с 2010 года стала отмечаться тенденция к снижению количества зарегистрированных прав на земельные участки, в том числе земельные участки сельскохозяйственного назначения. Так Управлением Росреестра в 2010 году зарегистрировано  44 тысячи прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения (снижение на 26%), в 2011 году зарегистрировано 37 тысяч прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, что на 15,7% меньше по сравнению с данными 2010 года и на 37,7%  меньше по сравнению с данными 2009 года. Свою некоторую отрицательную роль в этом сыграл принятый 29.10.2010 Федеральный закон № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения»,  внесший существенные изменения в процедуру выдела земельных участков в счет принадлежащих собственникам земельных долей, и, начиная с 1 июля 2011 года, практически парализовавший оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Объясню, с чем это связано. Закон № 435-ФЗ вступил в силу с 1 июля 2011 года, однако  к указанной дате не был принят ряд нормативных правовых актов, которые должны были утвердить порядок и методику оформления проекта межевания земельного участка. Однако и после принятия соответствующего приказа Минэкономразвития, у кадастровых инженеров возникла масса вопросов, связанных с оформлением этого обширного и трудоемкого документа. Проблема заключалась в том, что кадастровый инженер должен был выявить всех собственников земельных долей в пределах земельного участка, из которого производит выдел, на момент составления межевого плана (количество которых составляло от семисот и  до тысячи собственников). Несомненно  выявить всех собственников, существовавших на момент приватизации,  очень трудно. Кроме того,  проект межевания предусматривает указание не только фамилии, имени, отчества, размера доли собственника в данном земельном участке, но и реквизитов документов, на основании которых возникло право собственности, в частности, решения органа местного самоуправления на приобретение прав по утверждению проекта перераспределения земель в 90-х годах, либо договора купли-продажи, свидетельства о праве на наследство и пр. Для кадастровых инженеров эта процедура оказалась весьма затруднительна.


Несколько слов об аренде земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с пунктом 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть земельные участки, а не земельные доли. Более того, пунктом 1 статьи 9 Закона об обороте установлена особенность сдачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, заключающаяся в том, что в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. 

Первоначально Законом об обороте был установлен двухгодичный срок для приведения договоров аренды земельных долей в соответствие с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона об обороте. После этого срок переоформления договоров аренды неоднократно продлялся. Федеральным законом от 07.03.2005 № 10-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» указанный срок был продлен до четырех лет; а затем Федеральными законами от 05.02.2007 № 11-ФЗ и от 30.12.2008 № 297-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» - до шести и восьми лет соответственно.


В случае, если договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу указанного Закона, не приведены в соответствие требованиями действующего законодательства, к ним должны быть применены правила договоров доверительного управления имуществом.


В результате Управлением по состоянию на 1 октября 2012 года с применением Закона об обороте зарегистрированы права собственников почти на 3458 земельных участков, выделенных в счет земельных долей, площадь которых составила 1 миллион 405 тысяч гектаров. Приведено в соответствие с требованиями Закона об обороте более 1000 договоров аренды, которые заключены со множественностью лиц на стороне арендодателя. Общая площадь земельных участков, переданных в аренду, составляет 843 тысячи гектаров.  

Законом № 435-ФЗ была установлена новая процедура выдела земель. Тем самым законодатель хотел упростить порядок проведения собраний, потому что инициатива на проведение общего собрания участников долевой собственности стала исходить не только от них самих, но и от органов местного самоуправления. Большие полномочия возложены на органы местного самоуправления в плане реализации этого закона. И, в случае, если до 1 января 2013 года не будет проведено общее собрание в рамках того или иного хозяйства, то, соответственно, то эти полномочия должен взять на себя орган местного самоуправления. Это сельские, поселковые советы, которые обязаны провести кадастровые работы, определить состав тех собственников, которые еще не выделились, а также подготовить и утвердить проект межевания. Конечно, это дорогостоящие работы, однако закон не предусматривает их дополнительное финансирование, а бюджеты муниципальных образований на сегодняшний день, не позволяют это сделать. Следовательно, инициатива оформления земельных участков с установлением их границ, по-прежнему,  остается за самими собственниками. 

Законом  № 435-ФЗ  была установлена обязанность регистрирующего органа  осуществлять перерасчет земельных долей, оставшихся в исходном земельном участке. Откуда эта проблема возникла  и почему на Росреестр указанные полномочия были возложены? В связи с выделом земельных участков, собственники земельных долей соглашением определяли размер принадлежащих им долей, при этом  в исходном земельном участке, размер земельных долей оставался прежним. Это приводило к тому, что налогооблагаемая база в отношении земельных долей резко уменьшалась. И Финансовое управление области, и Управление сельского хозяйства области неоднократно ратовали за то, что область и муниципалитеты недополучают земельный налог. Предположим, у собственника было 7 гектаров. В связи с выделом из состава общей собственности ряда владельцев земельных долей, перерасчет размера земельной доли в исходном участке никем не производился, поэтому размер земельной доли, выраженный в гектарах у собственника земельной доли, не пожелавшего выделяться, резко уменьшался и составлял, к примеру, 2 гектара.  

Начиная с 1 июля 2011 года, Управление Росреестра осуществляет перерасчет долей, в земельном участке, оставшемся после выдела из него одного или нескольких земельных участков. Однако указанные полномочия следует применять к тем отношениям, которые возникли после 1 июля 2011 года, то есть после вступления в силу Закона № 435-ФЗ. 

Работа выстроена, наше Управление разработало свою собственную методику, на основании которой мы вносим в Единый реестр сведения о новых размерах земельных долей, принадлежащих гражданам и организациям.  

Революционной стала норма пункта пятого статьи четвертой Закона об обороте, которая указала, что право аренды или залога в отношении арендованных земельных участков в связи с выделом собственника, который не пожелал сохранять арендные отношения, прекращается. Это несколько дестабилизировало тот оборот, который сложился, потому что арендаторы затрачивают колоссальные средства на проведение работ по межеванию, на оформление собственников земельных долей, берут на себя бремя налогообложения, оформляют договоры аренды, зачастую закладывают их с целью получения кредита для приобретения оборудования и развития своего производства. Дестабилизация заключается в том, что любой собственник, который не пожелал сохранять арендные отношения, единолично имеет право поставить вопрос о том, чтобы выделить земельный участок в натуре, прекратив при этом аренду в отношении своей земельной доли. 

Ведущая: Изменения, который внес 435 закон в общий процесс, конечно, существенные. Они заслуживают отдельного обсуждения, и к этому мы еще вернемся. А пока предоставим слово для выступления  заместителю начальника отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора Николаю Александровичу Сажневу.

Н.А. Сажнев: Отдел контроля в нашем Управлении был создан в 2008 году. Мы осуществляем государственный земельный контроль на землях сельхозназначения. Сейчас мы работаете по двум статьям КОАПа, это статья 8.6 «Порча земель» и статья 8.7 2 «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв». Статья 8.8 в 2006 году была передана по полномочиям Росреестру. 

До 2010 года у нас было очень много возбуждено административных дел, выписано штрафов. Все эти дела были переданы в Комитет по управлению имуществом. На сновании наших данных было 33 иска.

Со статьей 8.7 нам стало достаточно трудно работать, так как она сложна в доказывании. Наша задача доказать факт порчу состояния земли, а для этого нужно взять массу проб. Для этого мы вызывали соответствующих специалистов  целью доказать, что происходит снижение плодородия почвы. Это очень сложно. Но тем не менее в этом году мы проводилии проверку земель совместно с администрациями районов. Выявлен ряд районов, в частности,  Моршанский, Пичаевский, Первомайский, Сосоновский, в которых наибольшее количество неиспользуемых земель. Информация была передана в Комитет по управлению имуществом, и, по моему, 15 исков подготовлено  в суд. 

Если говорить о количестве проделанной работы и проведенных проверок, то в этом году нами было проведено 410 плановых проверок, 45 – внеплановых, расследований – 18, выписано 133 протокола, налоговая сумма штрафов – 783 000 рублей. 

Мы тесно сотрудничаем с Управлением сельского хозяйства, они предоставляют нам сведения о не используемых землях, а мы, в рамках своих полномочий, стараемся привлечь к ответственности соответствующих лиц.  Также плотная работа у нас с Комитетом по управлению имуществом. 

Самый проблемный момент в нашей работе – это сложность доказать на основании только статьи 8.7 определенные факты. Есть еще надежда, что нам вернут полномочия статьи 8.8, но пока работаем так. 

Ведущая: Практически все из выступающих, так или иначе, подчеркивают в качестве проблемного момента, создающего сложности – противоречия в законодательство. Я думаю, будет весьма логично обратиться к тем, кто занимается законотворческой деятельностью, с вопросом, как уладить эту ситуацию, упорядочить отдельные нормы права или же на региональном уровне как-то упростить этот процесс, если это возможно. Поговорим об этом с председателем Комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Тамбовской областной Думы Сергеем Степановичем Коновым. 

С.С. Конов: Земельный вопрос в рамках обсуждаемой нами темы очень сложный. Но нельзя сказать, что в этом отношении ничего не делается. И мы видим, что в результате проделанной работы на протяжении нескольких лет, показатели меняются. И если в свое время было 50% зарегистрировано земель, то сегодня это уже более 80%. Работа проводится колоссальная, но и проблем существует не мало. Что касается принудительного изъятия земель, это очень сложный вопрос. На второе чтение комитетом по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Тамбовской областной Думы совместно с прокуратурой Тамбовской области подготовлены поправки к законопроекту «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области», который будет рассмотрен на ближайшем заседании Тамбовской областной Думы. Мы думаем, это станет хорошим подспорьем в решении вопроса изъятия земель. Проблемные ситуации также, когда собственник приобретает землю, не использует, потом пытается перепродать и далее, но по факту земля не используется по назначению. Многие вопросы, к сожалению, можно решить только на федеральном уровне, с помощью внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство. 

Ведущая: Предлагаю вспомнить, что изначально 435-ФЗ был направлен на решение таких благих целей, как обеспечение залоговой базы для привлечения долгосрочных кредитов в отрасль; расширение вовлечения неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот, наведение определённого порядка в земельных отношениях и повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения. По факту же мы видим несколько другое. 

По данным Арбитражного суда Тамбовской области обзор судебной практики федерального и регионального уровней по принудительному изъятию участков сельхозназначения в рамках 435-ФЗ отсутствует. И это в связи с тем, что сроки не использования и освоения земельных участков, установленные земельным законодательством Российской Федерации,  не всегда позволяют привлечь собственников к ответственности. Является проблемой доказательство не использования земельного участка сельхозназначения в течение этого периода, так как плановые проверки органами государственного земельного контроля проводятся не чаще, чем один раз в три года. Мы знаем, что на уровне региона такие иски в суд готовим Комитет по управлению имуществом. 


Е.И. Моцеровская: Я хотела бы дополнить, что Комитет по управлению имуществом Тамбовской области ведет активную работу в рамках судебных разбирательств по признанию права государственной собственности на невостребованные земельные доли. Огромное количество площадей уже обращено в государственную собственность, потому что прежний закон предусматривал упрощенный прядок оформления земель в государственную собственность. Проводились работы по межеванию, выделению земельных участков в счет невостребованных долей. После формирования земельных участков и утверждения перечня собственников невостребованных долей, Комитет по управлению имуществом обращался в суд с иском о признании права областной или муниципальной собственности. 

Судебные решения были, конечно, с трудом реализуемы на практике, поэтому Росреестр совместно с Комитетом по управлению имуществом области разработали порядок оформления и регистрации права государственной собственности на земельные участки.  Приведу пример. Комитетом  по управлению был сформирован участок площадью 10 гектаров, были установлены собственники невостребованных земельных долей. В процессе судебного разбирательства выяснялось, что ряд собственников оформили свои права, в том числе в порядке наследования, поэтому суд был вынужден отклонять исковые требования государственного органа в части признания прав на весь земельный участок. Соответственно, признавалось право на какую-то «абстрактную площадь» от изначально сформированного земельного участка.  Комитет по управлению имуществом был вынужден принимать свой нормативный акт, которым уточнял площадь и формировал конкретные земельные участки в составе той площади, право государственной собственности на которую, было признано судом. В связи с принятием Закона № 435-ФЗ налаженная работа несколько затормозится, потому что  закон установил более жесткие критерии для отнесения земельных долей к невостребованным. Те лица, права которых зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимость, не могут быть признаны невостребованными. Эта работа, безусловно, должна вестись. Земли сельхозназначения не могут быть залежными, не должны не обрабатываться и зарастать, та как это особо ценные и охраняемые земли.


Ведущая: Участников нашего мероприятия сегодня также является заместитель директора  Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения «Региональный  информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса» Сергей Николаевич Воропаев. Основным предметом Вашей деятельности является оказание консультационной, организационной и информационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям по вопросам развития сельскохозяйственного производства. Расскажите нам, как опыт Вашей работы сказывается на деятельности по модернизации сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий?


С.Н. Воропаев: «Региональный  информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса» является бюджетным учреждением, подведомственным Управлению сельского хозяйства. В рамках ежегодного государственного задания тема эффективного, рационального использования земель сельхозназначения у нас всегда в плане. Так, в 2011 году и в текущем году проводились выездные семинары в районах, где говорилось о применении 435-го федерального закона. Комментарии к этому закону, разъяснения идут у нас отдельной темой. Мы приглашаем специалистов консалтинговой группы, юристов, которые ведут практическую деятельность по этим вопросам, в том числе и судебную. Мы размещаем всю информацию, касающуюся землепользования, на сайте, у нас также есть свой информационный журнал, ежеквартальный бюллетень. Вся актуальная информация, в том числе о федеральном и региональном законодательстве находит отражение в этих источниках. В частности, в последнем номере, у нас как раз правление сельского хозяйства рассказывает о рациональном землепользовании, по контролю земель сельхозназначения.


На сайте центра также размещается информация о тех хозяйствах, в отношении которые обнаружены факты нарушения законодательства. Мы активно работаем с Комитетом по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Тамбовской областной Думы. Что касается категорий, с которыми мы работаем, то с текущего года мы также предоставляем информацию не только нашим сельхзтоваропроизводителям, но и органам исполнительной власти.


В этом году мы пытались отработать систему государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Управлением сельского хозяйства был определен пилотный район, в частности, Петровский. Делали мы это с участием Белгородской компании  «Центр программ систем» и Институтом космических исследований Российской Академии. О результатах нашей работы можно сказать, те проблемы, о которых Александр Иванович говорил, имеют место быть. Я больше даже имею в виду ведомственную разобщенность, отсутствие единой, актуализированной информационной базы по земл

Опубликовано 25-06-2014, 21:14
В понедельник был официально опубликован указ Президента РФ, которым определены полномочия и кадровые особенности организации...Подробнее
Теперь тарифы на российские "зеленые карты", то есть на международные полисы ОСАГО, снизятся на 5% по сравнению с прошлым месяцем...Подробнее
В текущем месяце вступают в силу 147 принятых к настоящему времени нормативно-правовых актов. Теперь работодатель обязан...Подробнее
Теперь задержанное транспортное средство подлежит возврату владельцу или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для...Подробнее
Правительство РФ внесло корректировки в действующие правила пожарной безопасности ......Подробнее
Минфин России пояснил - сумма оплаты дополнительного отпуска работнику, предоставляемому на период лечения (и проезда к месту...Подробнее
Представители Минфина России разъяснили, что членские взносы, а также средства, поступившие в соответствии с коллективными...Подробнее
Данная сумма должна компенсировать снижение уровня жизни пожилых людей из-за недостаточной индексации пенсий в 2016 году......Подробнее
К сожалению, в современной российской действительности работникам часто приходится сталкиваться с задержками и невыплатами...Подробнее
Сегодня ОП РФ призвала региональные общественные палаты сообщать о нехватке учебников в школах....Подробнее