Проекты

Тамбов: эволюция развития

Дата проведения: 30 июня 2015 года.

 

Эксперт: Председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Администрации города Тамбова Алексей Анатольевич Марковский.

 

Тема интервью: «Стратегия социально-экономического развития Тамбова (2012-2020 г.г.): итоги трехлетнего рубежа».

 

Ведущая: Добрый день, Алексей Анатольевич. Поделитесь с нами и нашей интернет-аудиторией, как, в большей степени, можно охарактеризовать прошедший трехлетний рубеж реализации Стратегии развития города: как активную и плодотворную фазу или стартовый этап, предшествующий будущим серьезным результатам?

 

А. А. Марковский: Начальный 3-х–летний этап (2012-2014 г.г.) реализации Стратегии социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 года можно с уверенностью охарактеризовать как активный период развития, заложивший серьёзную базу дальнейшим высоким результатам.

За последние три года на карте города появились новые детские сады, крупные торгово-развлекательные и спортивные объекты, жилые комплексы, объекты духовно-православной культуры и жилищно-коммунального хозяйства, объекты производственного назначения, парки, скверы, памятники деятелям науки и искусства. Объем инвестиций в экономику и социальную сферугорода за этот период вырос в 1,5 раза. Достижения города Тамбова и его жителей всё чаще отмечаются на всероссийском уровне.

Система показателей и индикаторов социально-экономического развития города, предусмотренные Стратегией, сформирована на базовом уровне 2010 года на среднесрочный (2015 год) и долгосрочный (2020 год) периоды.

Именно по итогам 2015 года планируется провести подробный анализ реализации стратегических приоритетов развития города, однако, уже по итогам 2014 года возможно проследить тенденции и выделить отдельные промежуточные результаты.

Приятно отметить, что некоторые показатели, предусмотренные первоначальной редакцией Стратегии от 2012 года, на сегодняшний день достигнуты или превышают прогнозный уровень 2015 года, в связи с чем появилась необходимость их актуализации.

 

Ведущая: Каковы наиболее проблемные моменты реализации Стратегии, которые удалось выявить за этот период? Насколько они тормозят процесс, найдены ли пути решения?

 

А. А. Марковский: Основным «острым» моментом при реализации Стратегии города Тамбова является ограниченность полномочий органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии города.

В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относятся разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления.

Но необходимо понимать, что Стратегия является концептуальным документом всестороннего развития города и не может ограничиваться чёткими рамками полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Органы местного самоуправления не могут напрямую оказывать влияние на такие показатели как коэффициенты рождаемости и смертности, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций, инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий и другие. Однако, нельзя «сбрасывать со счетов» возможность опосредованного воздействия местной власти на указанные показатели, заключающегося в создании удобной и безопасной городской среды для проживания, благоприятного инвестиционного климата для развития производства и необходимых условий для повышения образовательного, культурного и духовного потенциала.

Другим сложным вопросом при реализации стратегических направлений является ограниченность финансирования из городского бюджета. Перечень доходных статей местного бюджета и нормативы налоговых поступлений позволяют лишь обеспечить выполнение текущих обязательств и ограничивают возможность реализации новых проектов.

 

Год

Собрано налогов

на территории города Тамбова

Направлено в доходную

частьбюджета города Тамбова

%

 

2011

          8,8 млрд.руб.

                  1,77

20,1

 

2012

          10,3 млрд.руб.

                  2,10

20,4

 

2013

          11,1 млрд.руб.

                  2,30

20,7

 

2014    

          13,6 млрд.руб.

                  2,27

16,7

 

 

Представленные цифры свидетельствуют о малой доле налоговых поступлений в городской бюджет от собираемых по территории города Тамбова.

Администрацией города ведётся активная работа с инспекцией ФНС России по городу Тамбову в плане расширения налогооблагаемой базы и наращивания собственного налогового потенциала. Большое внимание оказывается повышению экономической эффективности использования земельных ресурсов города, а также работе межведомственной комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины.

В результате проводимой работы по обеспечению получения финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов удаётся привлекать средства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, строительство сооружений и сетей инженерной инфраструктуры в жилых микрорайонах, строительство детских садов, благоустройство дворовых территорий, строительство и реконструкцию автомобильных дорог и другое.

 

Ведущая: Чем уже сегодня можно смело гордиться, подводя итоги трехлетнего рубежа? Подтверждает ли время правильность выбранных ориентиров по развитию города?

 

А. А. Марковский: Правильность выбранных приоритетов развития города не должна подвергаться сомнению, так как главной целью, заложенной в Стратегии социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 года, является обеспечение повышения качества жизни населения.

В связи с этим определены 5 основных приоритетных направления развития:

- повышение благосостояния жителей и развитие экономического потенциала;

- развитие образовательного, культурного и духовного потенциала;

- обеспечение безопасной жизни в городе;

- улучшение качества городской среды;

- эффективное муниципальное управление и формирование гражданского общества.

 

Значение ряда показателей, установленных в качестве целевых индикаторов на период до 2015 года в первоначальной редакции Стратегии от 2012 года, было достигнуто в более ранние сроки.

 

           Это такие показатели, как:

2015 год

в Стратегии

Итоги

2014 года

среднегодовая численность

населения города Тамбова

(тыс.чел.)

278,1

286,9

общий коэффициент рождаемости

(промилле)

9,8

11,2

размер среднемесячной номинальной

начисленной заработной платы работников

крупных и средних предприятий

(тыс.руб.)

23,76

24,99

численность      зарегистрированных

безработных (человек)

1700

972

обеспеченность учащихся

общеобразовательных

учреждений компьютерами

(учеников на 1 комп.)

14

10

полнота охвата учащихся  дополнительным

образованием (%) и другие

69

 82

 

В настоящее время ведётся расширение границ города, присоединение новых территорий, пригодных для жилищного строительства и размещения социальных и промышленных объектов. Впервые за историю города, его северные границы перешагнули черту Татарского вала.Ведётся активное строительство многоэтажных жилых домов и комплексная застройка микрорайонов «Радужный», «Солнечный», «Слобода», «Московский», посёлка «Северный».

На территории города Тамбова объемы вводимого в эксплуатацию жилья увеличиваются из года в год. В 2014 году не только построено, но и сдано в эксплуатацию жилья рекордно много за всю историю города - 355,3 тыс.кв.метров, что на 6,4% больше, чем годом ранее.

Потребительский рынок города продолжает активно развиваться за счёт реализации инвестиционных проектов по строительству новых объектов торговли и реконструкции имеющихся. За последние несколько лет в городе открыто порядка 10 торгово-развлекательных центров.

В результате принимаемых мер по улучшению инвестиционного климата Тамбова за последние 3 года удалось сохранить положительную динамику роста инвестиций в основной капитал более 110 %. Объём инвестиций в основной капитал по городу за 2014 год составил 34,4 млрд.руб. против прогнозных 32,4 млрд.руб.

В 2014 году в Тамбове зарегистрирован самый низкий уровень безработицы (0,6% от экономически активного населения) за последние 15 лет.

За счёт ввода в эксплуатацию новых детских садов и реконструкции ряда действующих дошкольных учреждений удалось ликвидировать очередность устройства детей в ДОУ в возрасте от 3 до 7 лет и сократить очередность детей раннего возраста (до 3-х лет).

В настоящее время навигационным оборудованием (ГЛОНАСС) оснащено большинство подвижного состава, осуществляющего перевозку пассажиров на маршрутах города. Информация о движении транспорта в режиме Он Лайн доступна в сети Интернет и на информационных табло остановочных павильонов. В городе установлено около 30 остановочных павильонов, оборудованных информационным табло, банкоматом, платёжным терминалом, WiFi доступом в Интернет и камерами видеонаблюдения.

В 2013 году начата практическая работа по созданию муниципальной Интегрированной геоинформационной системы (ГИС), которая будет способствовать переходу управления городом на новый уровень.

 

Ведущая: Все ли направления реализации Стратегии можно свести к успешным результатам только в случае достаточного финансирования? И какова в этом контексте социальная значимость Стратегии?

 

А. А. Марковский: В тексте Стратегии города Тамбова вы не найдёте плановых объёмов финансирования тех или иных проектов и мероприятий. Стратегия – это концептуальный документ, содержащий основные направления, приоритеты развития города, возможные механизмы достижения поставленных целей и решения задач, а также прогнозные результаты деятельности в сфере социально-экономического развития города.

Инструментами реализации Стратегии служат действующие муниципальные программы города Тамбова, в содержании которых предусмотрены объёмы финансирования мероприятий исходя из средств бюджетов всех уровней и внебюджетных средств. Отдельные мероприятия муниципальных программ не требуют финансирования, но также направлены на достижение стратегических целей.

С 2014 года на территории города Тамбова реализуется 19 муниципальных программ, которые соответствуют заявленным приоритетам Стратегии и направлены на повышение качества жизни населения, формирование потребностей населения в активном и здоровом образе жизни, повышение качества образовательных услуг, улучшение качества городской среды, развитие экономического потенциала, развитие образовательного, культурного и духовного потенциала, обеспечение безопасной жизни в городе и благоустройство города.

Планомерная информационно-разъяснительная работа, проводимая органами местного самоуправления, направленная на надлежащее использование и сохранность муниципального имущества, поддержание необходимого уровня благоустройства городской территории, даёт свои результаты в виде сокращения затрат на ремонтные и восстановительные работы.

Конечно же, успешная реализация Стратегии зависит не только от полноценного финансирования отдельных мероприятий, но и от ряда других факторов, таких как: наличие управленческих кадров; обеспеченность молодыми кадрами образовательной, научной и культурной сфер; принятие нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня; состояние банковской сферы; развитие российской экономики в целом с учётом внешнеполитической обстановки.

 

Ведущая: Какова роль самих тамбовчан, непосредственных жителей города: как в процессе реализации Стратегии, так и в процессе оценки проделанной администрацией работы?

 

А. А. Марковский: Каждый тамбовчанин, учась в учебном заведении, трудясь на производстве, творя в науке и искусстве, либо выходя на субботник по уборке города, оказывает своё непосредственное или опосредованное влияние на развитие нашего города. Достижения города не могут идти в разрыве с достижениями его жителей.

За последние годы сложилась активная практика проведения встреч по месту жительства, выездных приёмов, объездов городской территории, участия руководителей города в расширенных заседаниях советов территорий, которые нашли положительный отклик у горожан. Всё это позволяет услышать проблемы, предложения и пожелания граждан непосредственно из «первых уст». Совместная работа советов территорий и органов администрации города позволяет решать такие вопросы, как установка регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов, реконструкция дорожного покрытия, асфальтирование тротуаров и ямочный ремонт, устройство водоотводных канав вдоль дорог, удаление аварийных деревьев и дикорастущей поросли, покос сорной растительности, посадка деревьев и кустарников, ликвидация несанкционированных свалок, благоустройство и ремонт контейнеров, контейнерных площадок и подходов к ним, восстановление освещения на дворовых территориях и улицах индивидуальной жилищной застройки, установка малых архитектурных форм, ремонт игровых и спортивных площадок, восстановление асфальтового покрытия после проведения земляных работ, улучшение теплоснабжения многоквартирных домов, ликвидация рекламных щитов, внесение корректив в маршруты движения общественного транспорта и многое другое.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 №1317утверждены Правила оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, а также применения результатов указанной оценки.

В соответствии с указанными правилами начиная с 2014 года опросы по оценке населением эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов по итогам года проводятся двумя способами:

- посредством опросов населения с использованием информационных технологий на официальном сайте администрации города Тамбова в сети «Интернет» (далее – опросы с применением IT-технологий);

- дополнительных опросов населения, проводимых в порядке, определенном нормативными правовыми актами РФ, Тамбовской области.

Опросы проводились по следующим критериям оценки:

1. Удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания в муниципальном образовании (процентов от числа опрошенных).

2. Удовлетворенность населения качеством автомобильных дорог в муниципальном образовании (процентов от числа опрошенных).

3. Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами: уровнем организации теплоснабжения (снабжения населения топливом), водоснабжения (водоотведения), электроснабжения, газоснабжения (процентов от числа опрошенных).

Результаты опросов населения с применением IT-технологий ежегодно размещаются (до 01 мая) на главной странице сайта администрации области, а также на сайтах администраций городских округов и муниципальных районов.

По итогам анализа результатов опросов администрацией города Тамбова разработаны мероприятия, учитывающие фактические обстоятельства дел в соответствующей сфере.

В 2014 году постановлением администрации города Тамбова от 09.07.2014 № 5659 принята Программы по повышению результативности деятельности органов администрации города Тамбова на 2014-2016 годы.

Мероприятия данной программы направлены на повышение результативности деятельности органов администрации города Тамбова в сферах дорожного хозяйства, транспорта, ЖКХ и способствуют выявлению внутренних ресурсов для повышения качества предоставляемых населению услуг.

В целях информирования населения и получения предложений по их реализации программа размещена на официальном сайте администрации города Тамбова в сети «Интернет».

 

Ведущая: Как осуществляется контроль за этапами реализации Стратегии: методы, периодичность?

 

А. А. Марковский: Согласно п.4 статьи 40 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» документами, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития являются на уровне муниципального образования ежегодные отчёты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах своей деятельности либо о деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления.

Ежегодно глава администрации города в своём отчёте о результатах деятельности докладывает о всех направлениях работы по достижению поставленных целей и задач.

По итогам 2015 года администрацией города Тамбова планируется проведение анализа реализации среднесрочного этапа Стратегии. На основании сравнения фактически достигнутых результатов с предусмотренными в Стратегии показателями социально-экономического развития можно будет судить об эффективности проделанной работы.

Отчёт о реализации Стратегии социально-экономического развития города Тамбова за среднесрочный период (до 2015 года) будет направляться в Тамбовскую городскую Думу и размещаться на официальной сайте администрации города Тамбова в сети Интерет.

 

Ведущая: Допустимо ли внесение корректировок, дополнений в Стратегию в период ее реализации?

 

А. А. Марковский: Не только допустимо, но и необходимо.

Хотелось бы отметить, что Стратегия не является тем документом, который можно «положить на полку» после принятия и забыть о нём до окончания срока действия. Изменения нормативной базы, реалии экономической ситуации, выявление сильных и слабых сторон в развитии города создают необходимость во внесении изменений в Стратегию, её актуализации.

Решением Тамбовской городской Думы от 28.05.2015 № 1572 «О внесении изменений в решение Тамбовской городской Думы от 23.05.2012 № 584 «О Стратегии социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 года» были внесены корректировки в Стратегию, которые заключаются в:

- замене упоминающихся в тексте утративших действие нормативно-правовых документов на действующие документы планирования;

- замене завершивших действие городских и ведомственных целевых программ на реализуемые муниципальные программы городского округа – город Тамбов, цели которых соответствуют приоритетам городской политики в сфере социально-экономического развития города;

- уточнении формулировок приоритетных направлений социально-экономического развития города Тамбова и группировке стратегических задач по данным приоритетам;

- выделении самостоятельного приоритетного направления «Эффективное муниципальное управление и формирование гражданского общества» с целью решения задачи по повышению эффективности использования бюджетных средств за счёт оптимизации бюджетной сети и повышения результативности оказания муниципальных услуг;

- корректировке перечня индикаторов достижения стратегических целей, сгруппированного по приоритетам. Индикаторы определены с учётом возможности получения достоверных данных для проведения мониторинга реализации Стратегии. В перечне индикаторов присутствуют целевые показатели (индикаторы) действующих муниципальных программ с целью соблюдения единого подхода при оценке реализации мероприятий, направленных на решение стратегических задач.

 

Ведущая: В чем индивидуальность и отличие Стратегии развития Тамбова от аналогичных документов, разрабатываемых в других субъектах со схожими исходными данными (среднестатистический провинциальный город)?

 

А. А. Марковский: Для начала следует отметить, что не каждый городской округ на сегодняшний момент имеет разработанную и утверждённую Стратегию социально-экономического развития, так как федеральным законом не определена обязанность органов местного самоуправления в принятии данного документа.

В 2014 году в результате участия в Конкурсе городских стратегий XIII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» Стратегия социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 года вошла в состав 11 полуфиналистов и была представлена 11 сентября 2014 года в Министерстве регионального развития Российской Федерации (г.Москва) на очном отборочном туре, по итогам которого была отмечена грамотой за подписью заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.В. Гаевского.

Кроме этого, необходимо отметить, что в Стратегии города Тамбова установлена «высокая планка» достижения отдельных показателей и результатов, что делает данный документ требовательным руководством к действиям.

 

Ведущая: На этапе утверждения Стратегии было заявлено, что для повышения результативности органов местного самоуправления потребуется смена концептуального подхода к содержанию деятельности, переход к показателям оказания муниципальных услуг. Запущен ли этот процесс в ходе реализации Стратегии, насколько активно проходит, что в данном направлении удалось реализовать?

 

А. А. Марковский: В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607«Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» администрацией города Тамбова осуществляется ежегодная оценка эффективности деятельности органов администрации города Тамбова.

Предметом ежегодно проводимой оценки являются результаты деятельности органов администрации города Тамбова в отчетном году в следующих сферах: экономическое развитие (малое и среднее предпринимательство; инвестиции в основной капитал; дорожное хозяйство; автотранспорт; оплаты труда); дошкольное образование; общее и дополнительное образование; культура; физическая культура и спорт; жилищное строительство и обеспечение граждан жильем; жилищно-коммунальное хозяйство; организация муниципального управления; энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Анализ результатов каждой сферы проводится в соответствии с «Методикой», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1317, в динамике по периодам, установленным в типовой форме доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-х-летний период.

В качестве исходных данных при проведении оценки эффективности деятельности органов администрации города Тамбова используются официальные данные за отчетный год, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (Росстат), а также расчетные показатели.

 

Ведущая: Каковы статистические показатели за истекшие 3 года по основным составляющим анализа социально-экономического развития?

 

А. А. Марковский: По большинству показателей социально-экономического развития города Тамбова за период 2012-2014 г.г. отмечается положительная динамика.

 

Наименование показателя

Ед.изм.

2012 год

2013 год

2014 год

Численность населенияна конец года

тыс.чел.

281,8

285,0

288,9

Среднемесячная номинальная начисленная

заработная плата одного работника

(по крупным и средним предприятиям)

тыс.руб.

20,20

22,68

24,99

Численность официально зарегистрированных безработных

чел.

1 185

1 053

972

Отгружено товаров собственного производства, выполнено

работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства)

млрд.руб.

67,5

68,1

81,0

Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех

источников финансирования

млрд.руб.

23,3

27,1

34,4

Оборот розничной торговли

млрд.руб.

71,6

81,6

85,0

Средний балл по единому государственному экзамену

(по обязательным дисциплинам)

балл.

59,0

64,0

60,4

 

Ведущая: Ну что ж, Алексей Анатольевич, мы искренне желаем и вам, и нам, самим тамбовчанам, чтобы эта положительная динамика оставалась стабильной в этот непростой экономический период, ну а впереди были ресурсы для дальнейшего развития!

Опубликовано 3-07-2015, 12:32
Опубликовано в Проекты
В понедельник был официально опубликован указ Президента РФ, которым определены полномочия и кадровые особенности организации...Подробнее
Теперь тарифы на российские "зеленые карты", то есть на международные полисы ОСАГО, снизятся на 5% по сравнению с прошлым месяцем...Подробнее
В текущем месяце вступают в силу 147 принятых к настоящему времени нормативно-правовых актов. Теперь работодатель обязан...Подробнее
Теперь задержанное транспортное средство подлежит возврату владельцу или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для...Подробнее
Правительство РФ внесло корректировки в действующие правила пожарной безопасности ......Подробнее
Минфин России пояснил - сумма оплаты дополнительного отпуска работнику, предоставляемому на период лечения (и проезда к месту...Подробнее
Представители Минфина России разъяснили, что членские взносы, а также средства, поступившие в соответствии с коллективными...Подробнее
Данная сумма должна компенсировать снижение уровня жизни пожилых людей из-за недостаточной индексации пенсий в 2016 году......Подробнее
К сожалению, в современной российской действительности работникам часто приходится сталкиваться с задержками и невыплатами...Подробнее
Сегодня ОП РФ призвала региональные общественные палаты сообщать о нехватке учебников в школах....Подробнее