Проекты » Интернет-мероприятия » Прошедшие мероприятия

Интернет-конференция с представителями УФАС

Дата мероприятия: 16 апреля 2009

Эксперты: Гречишникова Елена Анатольевна, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (УФАС по Тамбовской области)

Колодина Наталия Николаевна, начальник отдела контроля государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти УФАС по Тамбовской области.

Ведущая: Кривошеина Оксана (компания "Плюс Гарантия")

  С начала 2009 года в законодательство о размещении заказов уже дважды были внесены изменения и дополнения: один блок поправок вступил в силу с 1 января, другой – с 1 марта. Главной задачей должностных лиц заказчиков, уполномоченных органов и членов различных комиссий является обеспечение соблюдения требований законодательства, чтобы правильно провести все процедуры и не допустить ущемления прав и законных интересов участников размещения заказов, в том числе потенциальных.

  Кроме того, закупка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд является сложным и многоступенчатым вопросом, при решении которого возникает немало неоднозначных и трудных ситуаций. Поэтому практика применения размещения заказов с возникающими проблемами по-прежнему является актуальной темой, востребованной для обсуждения всеми участниками обозначенных отношений.

  Какие правовые новеллы внесены в законодательство о размешении заказов, их суть и назначение; наиболее частые нарушения в указанной сфере; планируемые изменения с 1 июля 2009 года? Эти и другие актуальные вопросы были затронуты в ходе Интернет-конференции.


Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Мы начинаем интернет-конференцию, которая организована совместно с Управлением федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области и региональным представителем разработчика правовой системы ГАРАНТ - компанией «Плюс Гарантия». Тема сегодняшней нашей встречи – «Практика размещения в сфере государственных закупок и новое в законодательстве».

  Позвольте мне представить наших гостей. Руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области Елена Анатольевна Гречишникова и начальник отдела контроля государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области Наталия Николаевна Колодина.

  Вопросы были заранее предоставлены нашим гостям, обработаны и, я думаю, Елена Анатольевна и Наталия Николаевна будут готовы на них ответить. Я с удовольствием передаю им слово. 

Гречишникова Е.А.: Добрый день! Нам очень приятно работать в этой аудитории. Мы видим очень много знакомых лиц, с которыми мы часто встречаемся в процессе работы, многие очень хорошо осведомлены о функциях антимонопольных органов в сфере размещения заказов. Но, я думаю, что напомнить о них – лишним не будет.

  В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» «…федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу…».

  Контроль в сфере размещения заказов мы осуществляем в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Контроль осуществляется путем проведения как плановых так и внеплановых проверок. Мы рассматриваем жалобы участников размещения заказов, согласовываем размещение заказа у единственного поставщика в случаях, предусмотренных статьей 31 федерального закона о размещении заказов, ведем реестр недобросовестных поставщиков. Также у антимонопольного органа имеются полномочия на составление протоколов и рассмотрение дел об административной ответственности в соответствии со статьями 7.29 - 7.32 и 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  Плановые проверки Тамбовское УФАС России вправе осуществлять только в отношении федеральных закупок, а жалобы участников размещения заказов мы рассматриваем на все виды закупок Федеральные, областные, муниципальные). Жалобы рассматриваются в соответствии с административным регламентом, который утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2007 года N 379 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

  В соответствие с данным регламентом, если поступает жалоба участника, то одновременно с рассмотрением жалобы проводится внеплановая проверка размещения заказа. При этом мы вправе выявить любые нарушения, которые имели место при размещении обжалуемого заказа, а не только те, на которые жалуется конкретный участник размещения заказа. Жалобы рассматриваются комиссией, в случае, если нарушения имеют место, по результатам рассмотрения жалоб выносится предписание об устранении нарушений, в противном случае жалоба признается необоснованной.

  Что касается сроков подачи жалоб, то они ограничены. У нас досудебный порядок обжалования. Срок подачи жалобы ограничен 10 днями после размещения на официальном сайте итоговых протоколов. В случае, если после размещения итогового протокола прошло более 10 дней, жалоба возвращается участнику размещения заказа, у которого остается право обжалования в суде. В случае, если срок для обжалования не истек, но заказчик уже заключил государственный или муниципальный контракт, предписание также не выдается, и размещение заказа может быть признано незаконным только в судебном порядке. В этом случае антимонопольный орган может принять решение об обращении в суд с иском о признании размещения заказа недействительным. В случае, если сумма контракта превышает 10 миллионов рублей, такое обращение в суд для антимонопольного органа обязательно.

  Что касается согласования заключения контракта с единственным поставщиком. Эти полномочия у нас только в случае размещения заказов для федеральных нужд. Если конкурс, аукцион признаны несостоявшимся, и государственный контракт не заключен с единственным участником, то в таком случае заказчик может не проводить повторно процедуру конкурса (аукциона), а направить в адрес уполномоченного органа пакет конкурсной документации с согласием любого из поставщиков заключить контракт на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, и по цене не выше, чем начальная цена контракта.

  Антимонопольный орган рассматривает все эти документы. Если приходит к выводу, что в конкурсной (аукционной) документации и при проведении конкурса (аукциона) никаких нарушений законодательства о размещении заказов не имеется, дает согласие на заключение контракта с единственным поставщиком. Кстати, этой процедурой тоже можно пользоваться. Она экономит время.

  Кроме того, Федеральная антимонопольная служба ведет реестр недобросовестных поставщиков. Вот здесь уже заказчики любого уровня (федеральные, областные и муниципальные) обязаны представить нам сведения о недобросовестных поставщиках. Это сведения о тех поставщиках, которые уклоняются от заключения государственного и муниципального контракта, а также сведения о тех поставщиках, с которыми государственный или муниципальный контракт расторгнут по решению суда. В таком случае заказчик обязан представить сведения о таких поставщиках для включения их в реестр недобросовестных поставщиков. 

  При поступлении таких сведений мы также проводим проверку, смотрим основания. Если они имеются, то включаем поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, и он уже в течение двух лет с момента включения в реестр не имеет права участвовать в торгах. В связи с новыми изменениями заказчик при проведении запроса котировок также может выставить такое требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков участника запроса котировок. Этим надо пользоваться. Еще раз хочу напомнить, что представлять информацию о недобросовестных поставщиках это не право заказчика, а обязанность. За непредставление информации предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 19.7.2. КоАП РФ. Так что, прошу Вас, будьте внимательны, за нарушение законодательства о размещении заказов административная ответственность довольно серьезная. 

  Я обозначила основные функции, которые антимонопольный орган осуществляет в сфере размещения заказов. Кратко познакомлю вас с итогами нашей контрольной деятельности.

  В 2008 году в наше Управление поступила 61 жалоба. В 2007 году – 58 жалоб. В 2007 году количество жалоб, которые были признаны необоснованными, составило 29,3 %, а в 2008 году - уже 52, 5%. Это говорит о том, что грамотность заказчиков растет, ошибок допускают меньше. Но нас огорчил прошедший период 2009 года. Нами рассмотрена 21 жалоба. Из них необоснованными признано только 7 жалоб, что составляет 33% от рассмотренных жалоб. То есть сейчас опять наблюдается рост нарушений. Полагаю, что это связано с тем, заказчики, члены комиссий по размещению заказов не должным образом отслеживают новое в законодательстве о размещении заказов. В Закон о размещении заказов внесены изменения, которые вступили в действие с 1 января и с 1 марта 2009 года, заказчики не изучили этот закон как следует, не знают всех нюансов, и поэтому количество нарушений возросло. 

  И все-таки основные виды нарушений, которые мы выявляем при рассмотрении жалоб, остаются одними и теми же на протяжении последних трех лет. Это, прежде всего, установление излишних требований к участникам размещения заказов либо к предоставлению ими в составе заявки документов и сведений, противоречащих закону. То есть очень часто заказчик запрашивает от участников размещения те сведения, документы, которые участник размещения заказа предоставлять не обязан.

  Большие проблемы с отсутствием критериев оценки и порядка оценки заявок в конкурсной документации. Пока Правительством Российской Федерации не утвержден и не принят порядок оценки, имеются такие нарушения. Очень часто субъективным критериям присваивается весовое значение более чем 20%, иногда просто отсутствует порядок оценки заявок.

  Также антимонопольный орган уполномочен составлять протоколы по делам об административной ответственности и выносить постановления о привлечении к административной ответственности. В начале календарного года органы прокуратуры проверяют, все бюджетные закупки, соблюдение бюджетного законодательства, очень много дел об административной ответственности рассматривается по обращениям, постановлениям органов прокуратуры. Это муниципальные, областные и государственные закупки. Органы Росфиннадзора также направляют в наш адрес материалы о нарушениях законодательства о размещении заказов.

  Основная доля административных правонарушений - это нарушение части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - необоснованный допуск или необоснованное отклонение заявок участников размещения заказов. Надо всем обратить на это особое внимание, ведь штрафы очень серьезные, их размер составляет 30 тысяч рублей, вне зависимости от суммы размещаемого заказа. 

Колодина Н.Н: По результатам прокурорских проверок выявляется такая картина. Много неточной, даже небрежной работы членов комиссии. Пожалуйста, доведите до членов комиссий в сфере размещения заказов о необходимости крайней щепетильности и внимательности при рассмотрении поступивших заявок. 

Гречишникова Е.А.: Много административных правонарушений при выборе способа размещения заказа. Например, заказчик невнимательно изучает аукционный перечень и размещает товары, заказы на которые подлежат размещению только путем проведения аукциона, на конкурсе. Это нарушение части 2 статьи 7.29 Кодекса об административных правонарушениях. Административная ответственность здесь тоже очень жесткая – штраф в размере 50 тысяч рублей. Если товар включен в аукционный перечень, и сумма заказа составляет до 500 тысяч рублей в квартал, заказчик вправе размещать заказ путем проведения запроса котировок. Если сумма превышает 500 тысяч в квартал, то обязателен аукцион. Конкурс недопустим!

  В 2008 году мы рассмотрели 138 дел об административных правонарушениях. Размер наложенного штрафа составил 1 миллион 207 тысяч рублей. За прошедший период 2009 года рассмотрено 63 дела по нарушению статей 7.29 - 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сумма штрафов в настоящий момент составила 810 тысяч рублей. 

  Хотелось бы обратить внимание на статью 7.32 КоАП РФ в части нарушения сроков заключения государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с нормами статьи 9 Закона о размещении заказов государственный и муниципальный контракт не может быть заключен ранее 10 дней размещения на сайте итогового протокола. Эти 10 дней даются для того, чтобы участники размещения заказа, в случае необходимости, обжаловали действия комиссии или заказчика в органе, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов. В случае, если контракт заключен ранее установленного срока, при рассмотрении жалобы уполномоченный орган уже не вправе выдавать предписания об устранении нарушений, тем самым могут быть ущемлены права участников размещения заказов в части досудебного обжалования. Внимательней следите за правильностью подсчетов срока заключения контракта.

  Много правонарушений по статье 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхв части несвоевременного уведомления контракта с единственным поставщиком в случае, если заключались контракты на услуги, которые могут быть оказаны только органами власти и подведомственными им учреждениями. В таких случаях заказчик обязан в течение одного дня после заключения контракта его копию представить для контроля в антимонопольные органы. 

  Особое внимание следует обратить на новое в законодательстве, на изменения, которые внесены Федеральным законом № 308-ФЗ.

  Изменилась статья 6 в части отбора специализированной организации. Поправка установила возможность выбора специализированной организации не только путем проведения торгов, запроса котировок цен, но и путем заключения контракта до 100 тыс. руб. один раз в квартал.

  В статью 7 внесены изменения, касающиеся сроков формирования комиссии. В прежней редакции закона заказчик, уполномоченный орган был обязан сформировать комиссию до опубликования извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, в новой редакции срок формирования комиссии - до публикации в официальном печатном издании или до размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса, аукциона или запроса котировок. В то же время у комиссии убрали несвойственную ей функцию, когда комиссия фиксировала отказ участника от заключения контракта. Это сейчас полномочия заказчика.

  Еще очень хорошее уточнение, которое говорит о том, что если заказчиком сформирована единая комиссия, то на эту комиссию и ее членов распространяются положения закона о размещении заказов о конкурсной, об аукционной и котировочной комиссии и о членах конкурсной, аукционной и котировочной комиссиях». 

  Статья 8 «Участники размещения заказов». Теперь, в соответствии с новой редакцией этой статьи, участники размещения заказов получили право участвовать в размещении заказов как непосредственно сами, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников размещения заказов должны подтверждаться доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством или ее нотариально заверенной копией. Правила оформления доверенности установлены статьями 185-189 Гражданского кодекса. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если не указана дата выдачи в доверенности, то она ничтожна. Если нет срока, на который выдана доверенность, тогда срок ее действия - год. Любая доверенность, которая выдана на праве передоверия должны быть заверена нотариально. 

  Внесены изменения и в статью 9, которая регулирует заключение государственного контракта. Впервые уже внесена такая норма, где участник размещения заказа и заказчик могут изменить цену контракта в сторону ее уменьшения, не изменяя при этом объем поставок. Эта норма возникла в связи с кризисом и направлена на экономию бюджетных средств. 

  Также в статье установлены полномочия заказчика на подписание протокола отказа победителя торгов или запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта. Ранее отказ фиксировался членами комиссии. 

  Введена норма, что расторжение муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или по решению суда по основаниям предусмотренным гражданским законодательством. То есть законом установлено, что расторжение государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке недопустимо. 

Колодина Н.Н: Я хочу продолжить. В статье 9 с этого года действует другое изменение. Возможность изменения поставки количества товара и, соответственно, изменение цены, возможны теперь только на товары и на те услуги, которые жестко оговорены в статье 9. 

  Существенные изменения претерпели статьи 13 и 15 закона. Статья 13 «Национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами» и статья 15 «Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа». Поправка к статье 15 распространяет обязанность размещать заказ у субъектов малого предпринимательства и на муниципальных заказчиков. 

  Поправка статьи 13 направлена на обеспечение национального режима. Установлено, что по поручению Правительства Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации товары российского происхождения, работы, услуги, выполняемые, оказываемые российскими лицами, имеют приоритет над товарами, происходящими из иностранного государства, работами, услугами, выполняемыми, оказываемыми иностранными лицами.

  Важные изменения и статьях 25 и 35 Закона. В новой редакции прямо установлена возможность требовать в составе заявок: копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц) и решения об одобрении или совершении крупной сделки.

  После вступления этой нормы в силу выявлено много нарушений со стороны заказчиков. Статья 22 и статья 34 впрямую обязывают заказчика включить в документацию об аукционе, конкурсе те документы, которые предусмотрены статьей 25 (если это конкурс), либо статьей 35 (если это аукцион). Эти требования заказчики порой не соблюдали в прошедшем периоде 2009 года, тем самым нарушая права и законные интересы участников размещения заказа. 

  Статья 65 «Переходные положения» весьма существенно изменилась, и на нее необходимо обратить внимание. Посмотрите на эту статью еще раз в новой редакции. Я думаю, по основным новеллам достаточно. 

Гречишникова Е.А.: Еще хочу обратить внимание заказчиков на то, каким образом защититься от ненадежных поставщиков. Прежде всего, мы предлагаем предусматривать в документации обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта, и как можно реже - авансирование. Если поставщик надежный, у него, естественно, и оборотные средства имеются, и больше гарантий, что он качественно исполнит контракт. Если заказчик осуществляет авансовые платежи, а также не выставляет требования о предоставлении финансовых гарантий обеспечения обязательств по контракту, то имеет все шансы получить проблемного поставщика или подрядчика, который не сможет надлежащим образом исполнить контракт. 

Колодина Н.Н: У нас в этом квартале очень много было жалоб на крупные заказы. Мы обратили внимание, что обеспечение заявки и исполнения контракта уже широко в ходу. Хотя по-прежнему применяется авансирование. Даже такие несерьезные вещи встречаются. С одной стороны, предусмотрено обеспечение контракта в 30%, но также предусматривают и авансирование в 30%. И второй момент. Рассмотрение жалоб с крупными начальными ценами контракта показало, что в Тамбовской области, несмотря на кризис, имеются обеспеченные материально фирмы, которые желают добросовестно исполнять контракт.

  Сейчас я предлагаю перейти к ответам на вопросы интернет-аудитории. Мы благодарны за вопросы. Они весьма актуальные, интересные и даже вскрыты проблемные зоны закона 94.

Вопрос интернет-аудитории: В части 3 статьи 9 федерального закона предусмотрены случаи, когда заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем торгов или запроса котировок. Как поступить заказчику, если при заключении контракта по итогам запроса котировок на выполнение работ, требующих лицензии, выясняется, что победитель такой лицензии не имеет и работы выполнить не сможет. Имеет ли заказчик право отказаться от заключения контракта с таким участником?

Гречишникова Е.А.: Это действительно проблема. В соответствии с частью 3 статьи 9 федерального закона невозможно отказаться от заключения контракта при запросе котировок. Мы предлагаем предусмотреть в извещении по запросу котировок требования к работам, что указанные работы должны выполняться лицами, имеющими соответствующее разрешение, лицензию, предусмотреть это требование в проекте контракта. Предусмотреть в извещении о проведении запроса котировок представление лицензии на обозрение заказчика при заключении контракта. 

Вопрос интернет-аудитории: Какие особенности практики размещения в сфере закупок от иностранных государств/иностранных граждан?

Колодина Н.Н: Я думаю, здесь подразумевается товары (работы, услуги), имеющие такое происхождение, потому что международными закупками мы не занимаемся. Нашей практики нет, если вы это хотели выяснить. 

Гречишникова Е.А.: Практики такой у нас нет. Единственное, на что хотим обратить ваше внимание - на Приказ Министерства экономического развития РФ от 5 декабря 2008 года №427 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд». В этом приказе установлены преференции товаров российского производства по определенному перечню. Здесь совершенно четко написано, что 15 % это преференция для российских товаров. Все разъяснения по применению приказа дает Минэкономразвития РФ. 

Вопрос интернет-аудитории: Можно ли отнести к одной группе товаров марки бензина АИ-80, АИ-92 и АИ-95 как одноименные товары, и обязательно ли размещать госзаказ на закупку бензина указанных марок, если общая сумма закупок по каждой марке бензина не превышает 100 тысяч рублей?

Гречишникова Е.А.: В соответствии с нормами пункта 1 9 статьи 65 Закона о размещении заказов, до утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов, номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми. 

  Заказчик сам должен четко определять: являются ли эти марки бензина для него взаимозаменяемыми, т.е. может ли он свой автомобиль заправить АИ-80, АИ-90, АИ-92, АИ-95 и получить один и тот же эффект. Если нет, то, естественно, товары не одноименные, и обязанности проведения торгов или запроса котировок нет. Но можно и провести запрос котировок. Эта процедура быстрая, и есть возможность сэкономить бюджетные средства. Позиция Федеральной антимонопольной службы – сомневаетесь в одноименности товаров – проведите торги. Мы полностью поддерживаем эту позицию. 

Вопрос интернет-аудитории: Каковы правовые последствия и размер штрафных санкций, в случае, если хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке определенного товара, не зарегистрирован в антимонопольном органе, т.е. не состоит в реестре хозяйствующих субъектов?

Колодина Н.Н: Не совсем понятен вопрос. Во-первых, ни один хозяйствующий. субъект, который доминирует на рынке, не регистрируется у нас. У нас просто есть реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенных товаров более 35%. Естественно, штрафных санкций никаких не предусмотрено за то, что он не зарегистрирован в реестре. 

Гречишникова Е.А.: Санкции установлены не за факт доминирования на товарном рынке, а за злоупотребление своим доминирующим положением. В случае, если антимонопольный орган докажет факт нарушения антимонопольного законодательства в части злоупотребления доминирующим положением, санкции будут применяться в соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ – оборотный штраф, размер которого составляет от 1 до 15 % от годового оборота на рынке того товара, на котором произошло нарушение в году, предшествующему нарушению. Включен ли хозяйствующий субъект в реестр или нет, не важно. В реестр можно включить и после рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. 

Вопрос интернет-аудитории: Пункт 5 статьи 9 94-ФЗ устанавливает, что при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта не допускается изменение определенных условий контракта, перечисленных в указанной статье. Из этого можно сделать вывод, что по остальным условиям контракта, носящим видимо не существенный характер, возможно изменение путем согласования сторонами либо выставления протокола разногласий.

  Возможность изменения условий контракта предусмотрена статьей 528 ГК РФ (глава «Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд»). Пункт 2 указанной статьи гласит, сторона, проект государственного или муниципального контракта, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает другой стороне, а при наличии разногласий, в этот же срок составляет протокол разногласий».

  Однако позиция государственного и муниципального комитетов по управлению заказами такова, что проект контракта является частью конкурсной документации, заведомо известен и установлен, и не подлежит изменению ни в одной букве. 

  Такая же позиция прозвучала на всероссийском онлайн-семинаре 26 марта 2009 года, посвященном проблемам государственного и муниципального заказа, где прозвучало, что нормы Гражданского кодекса РФ вообще не распространяются на 94-ФЗ, и отношения Гражданским кодексом не регулируются, соответственно и изменений контракта быть не может.

  На практике зачастую предлагаемые к заключению контракты содержат не равноценные условия, и это с учетом того, что именно Поставщик несет наибольшие риски, передавая товар Заказчику, или оказывая услуги, без каких-либо гарантий оплаты с минимальным, установленным законом размером штрафных санкций за нарушение исполнения обязательств. 

  Кроме того, в договорах допускаются ошибки и противоречия. 

  Процедура внесения изменения в контракт, в том числе путем выставления Поставщиком либо исполнителем услуг протокола разногласий Заказчику, необходима, и на ваш взгляд, предусмотрена законодательством.

  Какова позиция ФАС по этому вопросу?

Гречишникова Е.А.: 
Надо полагать, что изменению подлежат только чисто технические ошибки, а ошибки могут быть при заполнении контракта. Например, заказчик при заполнении проекта контракта случайно внес в проект контракта условия не те, которые предложил победитель торгов. Естественно, получив такой контракт, участник торгов вправе составить протокол разногласий и направить изменения, включив свои предложения. Конечно, статья 528 ГК РФ применима, но изменению подлежат технические ошибки. А что касается того, что поставщик несет большие риски, проект контракта – это часть аукционной или конкурсной документации. Т.е. когда поставщик подавал заявку на участие в торгах, он видел на что идет, поэтому на него возложена такая обязанность заключить контракт на условиях, предусмотренных конкурсной документацией. 

Вопрос интернет-аудитории: Следует ли применять Приказ Министерства экономического развития от 5 декабря 2008 года №427, если победителем аукциона предложен иностранный товар?

Гречишникова Е.А.: Конечно, если победителем аукциона предложен иностранный товар, который включен в Перечень, утвержденный приказом Минэкономразвития № 427, то в соответствии с частью 4 Приказа необходимо снизить цену контракта на 15%. Приказ не применяется, если в рамках одного конкурса, одного аукциона предполагается поставка нескольких видов товара, часть из которых не указана в пункте 1. 

Вопрос интернет-аудитории:
 Слышал, что в последнее время были случаи успешной работы УФАС Тамбовской области в сфере ЖКХ, в частности связанные с пресечением «произвола» ресурсоснабжающих организаций как монополистов с целью недопущения ограничений прав управляющих организаций. Не могли бы вы немного осветить практику УФАС в этой сфере?

Гречишникова Е.А.: Действительно, у нас в последнее время было два серьезных дела в отношении монополистов ОАО «ТГК-4» и ОАО «ТКС». Обе фирмы признаны нарушившими статью 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части ущемления интересов потребителей. Мы признали факты нарушения и привлекли этих двух крупнейших хозяйствующих субъектов к оборотным штрафам. Размер оборотного штрафа, наложенного на ОАО «ТКС» за нарушение антимонопольного законодательства составило 5,5 миллионов рублей, на ОАО «ТГК-4» штраф в размере 1 миллиона рублей. 

  ОАО «ТГК-4» виновато в том, что оно не обеспечило порядка отключения управляющей организации от горячего водоснабжения. В результате, все Вы помните, в прошлом году в начале отопительного сезона жители Октябрьского района очень долго страдали, потому что не могли никак получить горячее водоснабжение. Действительно, задолженность у управляющей компании имелась, но порядок отключения не был соблюден. Дело в том, что когда дело касается жителей, там предусмотрен льготный порядок отключения. Именно это и не соблюла ресурсоснабжающая организация.

  Что касается ОАО «ТКС» там были неправомерные действия при заключении с управляющей компанией договора на холодное водоснабжение, в договоре было такое положение: «…при отсутствии счетчика объем потребленного ресурса рассчитывается по сечению трубы и по скорости 1,2 метра в минуту…». Дело в том, что жилой дом в принципе потребить столько не может. Определенный таким образом объем, превышает нормативный в 5-6 раз. И управляющая компания с нас, как с потребителей, не может собрать такое количество денег, чтобы затем расплатиться с ресурсоснабжающей организацией. Более того, ресурсоснабжающая организация присвоила себе функции органов власти и выдала управляющей компании предписание об установке счетчика. Тамбовское УФАС России рассмотрело эти действия и установила факт нарушения ОАО «ТКС» статьи 10 Закона о защите конкуренции. Решение Тамбовского УФАС России было обжаловано в суды двух инстанций, суды подтвердили законность решения антимонопольного органа.

Вопрос интернет-аудитории: Должен ли быть в составе заявки документ, подтверждающий, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта не являются для участника размещения заказа крупной сделкой?

Гречишникова Е.А.: В форме заявки на участие в торгах необходимо предусмотреть получение информации у участника размещения заказов: является ли эта сделка для него крупной. Он должен это продекларировать. Если является, то, естественно, по закону он обязан приложить решения о разрешении совершения этой крупной сделки. 

Вопрос интернет-аудитории: Какое решение должна принять конкурсная комиссия, в случае отсутствия в составе заявки, документа подтверждающего, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта не являются для участника размещения заказа крупной сделкой?

Колодина Н.Н.: Надо сначала четко предусмотреть требование о предоставлении сведений в документации. Обязательно введите строку: сделка некрупная/крупная. Если участник размещения заказа укажет, что сделка крупная, то он должен представить решение о разрешении такой сделки. Отсутствие такого документа влечет отказ в допуске к торгам. Если будет установлено, что участник предоставил недостоверную информацию, он отстраняется от участия в торгах на любом этапе. 

Вопрос интернет-аудитории: Размещение заказов на «Связь» подпадает под Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (утв. Распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008года №236-р), за исключением Услуг курьерских, услуг национальной почты (услуги, оказываемые негосударственными предприятиями почтовой связи) и услуг электрической связи, в том числе услуг по передаче данных и других видов документальных сообщений прочие, включая обмен информацией между ЭВМ, услуги местной (городской и сельской) телефонной связи, услуги междугородней и международной телефонной связи). Обязан ли Заказчик размещать заказ на оказание услуг междугородней телефонной связи, на информационно-правовое обеспечение системы «Гарант» и на оказание услуг по развитию инженерно-обеспечивающих и телекоммуникационных инфраструктур, путем проведения т

Опубликовано 25-06-2014, 22:16
В понедельник был официально опубликован указ Президента РФ, которым определены полномочия и кадровые особенности организации...Подробнее
Теперь тарифы на российские "зеленые карты", то есть на международные полисы ОСАГО, снизятся на 5% по сравнению с прошлым месяцем...Подробнее
В текущем месяце вступают в силу 147 принятых к настоящему времени нормативно-правовых актов. Теперь работодатель обязан...Подробнее
Теперь задержанное транспортное средство подлежит возврату владельцу или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для...Подробнее
Правительство РФ внесло корректировки в действующие правила пожарной безопасности ......Подробнее
Минфин России пояснил - сумма оплаты дополнительного отпуска работнику, предоставляемому на период лечения (и проезда к месту...Подробнее
Представители Минфина России разъяснили, что членские взносы, а также средства, поступившие в соответствии с коллективными...Подробнее
Данная сумма должна компенсировать снижение уровня жизни пожилых людей из-за недостаточной индексации пенсий в 2016 году......Подробнее
К сожалению, в современной российской действительности работникам часто приходится сталкиваться с задержками и невыплатами...Подробнее
Сегодня ОП РФ призвала региональные общественные палаты сообщать о нехватке учебников в школах....Подробнее