Проекты » Интернет-мероприятия » Прошедшие мероприятия

Интернет-интервью c В.И.Торговченковым

Дата проведения: 23 апреля 2010
 
Участники интернет-интервью:
1. Торговченков Владимир Иванович - прокурор Тамбовской области
2. Гурулев Дмитрий Викторович - заместитель прокурора Тамбовской области
3. Пачин Павел Валентинович  - начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, советник юстиции   
 Ведущая: Багатурия Рита (компания "Плюс Гарантия")
 
Ведущая: Как на сегодняшний момент построена работа прокуратуры области с обращениями граждан и организаций по вопросам нарушения их прав и законных интересов? (Карелин Андрей Валерьевич, ФГОУ СПО «Тамбовский аграрный колледж» юрист)
 
В.И. Торговченков: Приём граждан проводится ежедневно, в соответствии с утвержденным графиком, в кабинете дежурного прокурора: с понедельника по четверг с 9-00 до 18-00, по пятницам с 9-00 до 16-45, с перерывом на отдых с 13-00 до 14-00.

Старший помощник прокурора области по рассмотрению писем, приёму граждан, правовому обеспечению и связям с общественностью ведёт приём во время, предусмотренное для приёма граждан прокурором области. Прокурором области приём граждан осуществляется каждый понедельник с 10-00 до 13-00 - по обращениям на решения заместителей прокурора области.

Заместителями прокурора области приём граждан осуществляется по вторникам, средам и четвергам, соответственно с 10-00 до 13-00 – по обращениям на решения начальников отделов (Управления).

Кроме того, один раз в квартал (каждую третью среду третьего месяца) руководителями прокуратуры области проводится приём граждан с выездом в прокуратуры городов и районов области (согласно графику приёма).

Так, 17 марта 2010 года в прокуратуре Мичуринского района осуществлён приём граждан заместителем прокурора области Гурулёвым Дмитрием Викторовичем, контролирующим вопросы по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних, за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, обеспечения участия прокуроров в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел судами; прокурором области Торговченковым Владимиром Ивановичем приём граждан запланирован на 15 сентября 2010 года в прокуратуре Никифоровского района; заместителями прокурора области: Климовым Сергеем Борисовичем, курирующим работу по надзору за соблюдением федерального законодательства (общим вопросам) – на 16 июня 2010 года в прокуратуре Жердевского района; Папенко Эдуардом Александровичем, контролирующим работу по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью (следственные вопросы) – на 15 декабря 2010 года в прокуратуре Ржаксинского района. 

Общий срок разрешения жалоб и обращений граждан – 30 дней. Заявления участников Великой Отечественной войны, а также жалобы и обращения граждан по вопросам соблюдения права на оплату труда, по указанию прокурора области, разрешаются в течение 15 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры. 

Пользуясь случаем, хотелось бы довести до граждан информацию о распределении обязанностей между руководителями прокуратуры области, согласно которой: по вопросам нарушений федерального законодательства (общим вопросам) приём осуществляет заместитель прокурора области Климов Сергей Борисович; по вопросам следствия и дознания – Папенко Эдуард Александрович; по вопросам несогласия с судебными решениями, о нарушении законов при исполнении уголовных наказаний и законов о несовершеннолетних - Гурулёв Дмитрий Викторович. 

Ведущая: Может ли прокурор обжаловать решение суда по делам об административных правонарушениях, если он не участвовал при рассмотрении дела в суде? Вправе ли прокурор истребовать дела об административных правонарушениях, находящихся в производстве суда? (Логинов Юрий, адвокат) 
 
В.И.Торговченков: Право принесения протеста на не вступившие постановления по делу об административном правонарушении в силу ст.ст. 30.10 принадлежит прокурорам районов, на вступившие в законную силу постановления судьи согласно ст. 30.12 КоАП РФ принадлежит Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, не зависимо от того принимал участие в деле прокурор или нет. 

Указанные лица вправе истребовать дела об административных правонарушениях для проверки после вступления постановления или решения в законную силу.

Поскольку право истребования дела не регламентировано нормами КоАП РФ Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 марта 2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с последующими изменениями и дополнениями) в целях обеспечения единообразия судебной практики и в связи с возникающими у судов вопросами, дал судам некоторые разъяснения, в частности, в п.33 разъяснил, кто вправе истребовать дела об административных правонарушениях для проверки законности вынесенного судом решения. 

Ведущая: Предъявлялись ли прокурорами иски о взыскании материального ущерба по делам, связанным с экологическими правонарушениями? (Хабарова М.Ф., адвокат)

В.И.Торговченков: Большую часть из предъявленных прокурором в суд общей юрисдикции исков (заявления) по результатам проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды составляют заявления, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц о признании неправомерными бездействий администраций сельских Советов по устранению несанкционированных свалок, осуществлению мероприятий, направленных на надлежащее обустройство объектов утилизации бытовых отходов в соответствии с положениями Санитарных правил.

Иски о взыскании материального ущерба направляются в основном по материалам уголовных дел. 

Такие иски предъявлялись прокурорами Ржаксинского, Мичуринского районов.
Прокурор Ржаксинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации о взыскании с гражданина Жирнова А.Н. ущерба, причиненного лесному фонду РФ экологическим преступлением. Жирнов А.Н. осуществил незаконную порубку деревьев в лесном массиве, относящемся к лесам первой группы. Причиненный преступлением ущерб составил 31 559 рублей 68 копеек. Именно данную сумму и просил взыскать прокурор. При этом руководствовался ч.1 ст.77 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.

Аналогичный иск был предъявлен прокурором Мичуринского района к Прохорову А.Ф. о возмещении ущерба, причинённого преступлением. Приговором Мичуринского районного суда от 01.04.2008 Прохоров А.Ф. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.260 и ч.2 ст.327 УК РФ. Он совершил незаконную порубку деревьев в лесу первой группы, чем причинил значительный ущерб в сумме 48 951 рублей государству.
Заявления судом рассмотрены и удовлетворены. 

Ведущая: По каким нарушениям прокуратурой нашего региона направлено наибольшее количество заявлений о выдаче судебных приказов в суды по итогам прошлого года? 

В.И.Торговченков: Большую часть из заявлений, направленных прокурорами в суд общей юрисдикции в интересах граждан составляют заявления о выдаче судебного приказа о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы.

Таких заявлений в суд направлено 8 459, на сумму 94 321 тыс. руб. (2008-2 263 заявления, на сумму 19 246 тыс.руб.) 

Данные меры позволили восстановить нарушенные трудовые права и получить многим работникам заработанные деньги. 

Ведущая: Каким образом проводятся меры по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью? 

П.В.Пачин: В соответствии со ст. 8 ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

В целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, а также осуществляет иные полномочия. 

В соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 г. № 567, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью включает в себя: анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития преступности и выработку мер по противодействию; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; разработку мероприятий по предупреждению преступлений; подготовку и направление информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления; обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности, а также другие совместные мероприятия правоохранительных органов.

Как правило, координационная деятельность осуществляется в форме проведения координационных совещаний руководителей правоохранительных органов под председательством прокурора.

Вместе с тем, используются и иные формы: обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью, совместные выезды в города и районы области для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта; создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений; проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению; издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов; другие формы.

Прокуратурой Тамбовской области на постоянной основе ведется целенаправленная работа в данном направлении. 

К примеру, в 2009 г. в рамках координационной деятельности рассматривались вопросы эффективности совместной деятельности правоохранительных органов по выявлению и пресечению правонарушений в бюджетной сфере в условиях оздоровления ситуации в финансовом и других секторах экономики, взаимодействия по противодействию организованным формам преступности, в том числе, связанным с коррупционными проявлениями, вопросы работы правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности в органах власти и управления, а также практики работы правоохранительных органов области по выявлению и пресечению фактов криминального банкротства и расследования уголовных дел данной категории. 

По результатам анализа и обсуждения на координационных совещаниях указанных вопросов были выработаны конкретные решения, направленные на устранение имеющихся в работе правоохранительных органов недостатков и повышения эффективности борьбы с конкретными видами преступных проявлений. 

Это позволило реально повлиять на криминогенную ситуацию в области. Снижен общий уровень преступности, сократилось количество совершаемых тяжких и особо тяжких преступлений.

На последнем координационном совещании в апреле текущего года были рассмотрены вопросы о работе по раскрытию и расследованию убийств и иных особо тяжких преступлений против личности, а также противодействия преступлениям, совершаемым в агропромышленном комплексе области. 

Ведущая: Каков общий срок ответа на сообщение о преступлении, направленном в прокуратуру района? (Каллаур Елена Анатольевна, адвокат) 

П.В.Пачин: В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством органы прокуратуры не уполномочены разрешать сообщения о преступлениях, т. е. проводить проверки в соответствии с требованиями ст. 144 УПК РФ и принимать решение о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела. 

Эти функции возложены на следственные подразделения Следственного комитета при прокуратуре РФ, органы внутренних дел, госнаркоконтроля, ФСБ и другие правоохранительные структуры.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г. N 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях», поступающие в органы прокуратуры подобные сообщения по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксируются в Книге учета сообщений о преступлениях, а сами сообщения безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. 144, 151 УПК РФ, о чем, одновременно, сообщается заявителю. В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан в прокуратуре, заявителю разъясняется порядок подачи заявления о преступлении, сообщается наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении. При этом, если имеется необходимость принятия мер по сохранению следов преступления или действий, обеспечивающих защиту интересов граждан и юридических лиц от преступного деяния, органы прокуратуры немедленно уведомляют об этом заинтересованных лиц и компетентный орган предварительного следствия или дознания, о чем в Книге учета сообщений о преступлениях производится соответствующая отметка, а поступившее сообщение и приложенные к нему документы безотлагательно направляются в данный орган с использованием средств оперативной связи либо нарочным. 

Ведущая: Меняется ли статистика и характер преступлений на территории Тамбовской области из-за кризиса? (Сурин Вадим Владимирович, адвокат) 

П.В.Пачин: Следует отметить, что в последние годы прослеживается тенденция к снижению общего уровня преступности.

Результаты анализа статистических данных о состоянии преступности за 3 месяца 2010 г. также свидетельствуют о снижении количества зарегистрированных на территории Тамбовской области преступлений. Снижение составило 20,9 %. За указанный период было зарегистрировано 3595 преступлений, а за 3 месяца 2009 г. – 4545. 

За первый квартал текущего года уровень преступности из расчета на 10 тысяч населения составил 33, за 3 месяца 2009 г. – 41,4.

В близлежащих субъектах Российской Федерации также отмечается снижение количества зарегистрированных преступлений: в Липецкой области на 11,8 %, Пензенской области на 19 %, Курской области на 11,9 %, Орловской области на 7,2 %. Снижение количества зарегистрированных преступлений в Воронежской области составило 20 %, в Белгородской области 20,6 %, в Брянской области 6,9 %, Саратовской – 7,3 %.

Касаясь указанного показателя в целом по России, следует отметить, что количество зарегистрированных преступлений на территории страны в текущем году снизилось на 12 % и составило 695 104 преступления.

Заметного влияния финансово-экономический кризис на состояние преступности не оказал. 

Вместе с тем, следует говорить о возможном негативном влиянии кризиса на криминогенную обстановку по линии экономических преступлений, поскольку, многие хозяйствующие субъекты испытали финансовые трудности. Недобросовестные предприниматели в складывающейся обстановке пытались улучшить свое благосостояние путем нечестного ведения своей деятельности, нанесения ущерба интересам своих добросовестных деловых партнеров, потребителей и государства. 

Между тем, многие преступления данной категории (криминальное банкротство, незаконное предпринимательство, налоговые преступления, легализация преступных доходов и др.) характеризуются высоким уровнем латентности и, как следствие, сложностью их выявления. 

Органами прокуратуры области принимались и принимаются меры к активизации работы правоохранительных органов в данном направлении. Вопросы борьбы с экономическими преступлениями анализируются и обсуждаются в рамках координационной деятельности по борьбе с преступностью, учитываются при планировании надзорной работы прокуратуры. Принимаемые меры дают определенные результаты.
 
Так, на территории нашей области, не смотря на общее снижение числа зарегистрированных преступлений, в текущем году выявлено больше фактов взяточничества (на 3,6%), незаконного предпринимательства (на 200%), легализации преступных доходов (на 5%). 

Ведущая: Сколько представлений было вынесено прокурорами по вопросам нарушений при производстве следствия и дознания, в том числе, в связи с применением незаконных методов расследования? (Шегель А. С., адвокат)

П.В.Пачин: За 3 месяца текущего года при осуществлении надзора за законностью при производстве предварительного следствия и дознания органами прокуратуры области было выявлено 397 нарушений. Нарушения в связи с применением незаконных методов ведения расследования не выявлялись. Значительная доля установленных прокурорами нарушений приходится на подразделения следствия и дознания милиции – 355 нарушений закона.

По выявленным нарушениям прокуратурой вносились различные акты прокурорского реагирования: требования об устранении нарушений федерального законодательства при производстве расследования по уголовным делам, постановления, направленные на отмену незаконных решений о прекращении уголовного дела и др.

Следует отметить, что представления об устранении нарушений закона, а также информации об этом, адресованные руководителям следственных подразделений СУ СК при прокуратуре РФ по Тамбовской области, представляют собой акты реагирования, содержащие обобщенные сведения о системе допущенных нарушений, а также недостатков, носящих распространенный характер. Таких актов прокурорского реагирования по вопросам законности при осуществлении предварительного расследования было подготовлено и внесено 78. По результатам их рассмотрения были приняты меры к устранению допущенных нарушений, в том числе, 36 должностных лиц органов следствия и дознания привлечены к дисциплинарной ответственности. 

Ведущая: Какие меры по контролю за соблюдением законности постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела применяются? (Вострикова Е. А., адвокат) 

П.В.Пачин: В соответствии со ст. 148 УПК РФ копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору для проверки. 

Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.  

Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. 

В текущем году прокурорами отменено 1179 незаконных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенных органами дознания, а также по инициативе прокуроров было отменено 129 незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела органов следствия. 

Ведущая: Какие меры профилактики преступности использует прокуратура в своей работе и насколько они эффективны? (Бурлин Ю. И., адвокат) 

П.В.Пачин: Вся деятельность прокуратуры в уголовно-правовой сфере, так или иначе, направлена на профилактику преступности и борьбу с этим негативным явлением. 

Обеспечивая законность и реализуя свои полномочия при осуществлении надзора за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью правоохранительных органов, координируя деятельность правоохранительных органов по противодействию преступности, прокурор направляет свои усилия на предотвращение совершения преступлений и устранение последствий совершенных преступных деяний.

Основной принцип в работе прокуратуры, являющийся одновременно главным профилактирующим преступность средством, это обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступное деяние. 

Безусловно, используются и иные меры профилактики. Так, например, прокуратурой серьезное внимание уделяется выявлению правоохранительными органами преступлений, так называемой, двойной превенции, выступающих профилактирующим средством особо тяжких преступлений против личности. Речь идет о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 112, 117, 119, 213 ч. 1, 2 УК РФ. В текущем году выявлено 456 таких преступлений. При этом, за 3 месяца 2010 г. по области снизилось число зарегистрированных убийств и покушений на убийство с 29 (в первом квартале 2009 г.) до 24 фактов. 

Ведущая: Какое наказание предусмотрено УК РФ за распространение наркотиков? Какова статистика раскрываемости наркопреступлений за прошедший год? 

П.В.Пачин: Уголовная ответственность действующим уголовным законодательством предусмотрена за незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228-1 УК РФ). За совершение данного преступления судом может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 4 до 8 лет, а в случае совершения квалифицированного состава данного преступления (в составе группы лиц, в крупном либо особо крупном размере, в отношении несовершеннолетнего и т. д.) предусмотрена ответственность в виде лишения свободы сроком до 20 лет со штрафом, либо без такового.

В 2009 г. органами госнаркоконтроля и органами внутренних дел области было выявлено 1968 наркопреступлений, что на 5 % меньше в сравнении с 2008 г. Раскрываемость по данному виду преступлений в прошлом году составила 73,7 % (в 2008 г. – 71%). 

Ведущая: Какими Вы видите роль и место прокуратуры в современной правовой системе РФ? 

В.И.Торговченков: В условиях строительства правового государства и становления гражданского общества, значение деятельности органов прокуратуры безусловно будет возрастать. Это следует уже из того, что многократно возрастает значение права как основы современного российского общества. Большой объем новых нормативных актов и постоянно расширяющаяся система связей между хозяйствующими субъектами требуют и нового взгляда на систему надзора за соблюдением законов.

Прокуратура изначально задумывалась как система централизованных государственных органов, строго подчиненных главе государства, есть все основания полагать, что по этому пути она будет развиваться и дальше. Современная реальность ставит перед нами такие задачи как оценка соответствия федеральному законодательству нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; сопровождение реализации приоритетных национальных проектов; надзор за исполнением трудового законодательства. Значительное место в нашей работе занимает координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и усилению законности при производстве следствия и дознания, по борьбе с коррупцией, по противодействию терроризму и экстремизму, по надзору и уголовному преследованию в сфере законодательства об экологической безопасности, по вопросам профилактики преступлений и правонарушений.

Отдельное направление представляет собой надзор за исполнением федерального законодательства, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав субъектов предпринимательской деятельности федеральными органами исполнительной власти контроля и управления.

Учитывая все сказанное, следует выделить несколько обстоятельств, в силу которых прокуратура есть и останется ключевым органом государственной власти: 1. Универсальность деятельности. Имеется в виду, что в настоящий момент не существует отрасли правоотношений Российского общества, в которой прокуратура не осуществляла бы свои надзорные полномочия. 2. Доступность для широких слоев населения. Однозначно можно заявить, что абсолютное большинство жалоб и обращений граждан проходят через органы прокуратуры без суда, что однозначно свидетельствует об эффективности прокурорского надзора при организации защиты прав и свобод человека в РФ. 3. Четко отлаженная система отношений власти-подчинения внутри самой прокуратуры. Это обстоятельство в значительной степени обусловливает высокую степень эффективности прокурорского надзора, а также деятельности прокуратуры по поддержанию государственного обвинения. Прокуратурой осуществляется и ряд несвойственных ей функций, таких как антикоррупционная экспертиза правовых актов, согласование планов проверок хозяйствующих субъектов и многое другое.

Таким образом, современная правовая система России не представляется без развитой системы органов прокуратуры. Занимая место общегосударственного надзорного органа, прокуратура играет роль эффективного координатора деятельности всей системы правоохранительных органов, обусловливая своей деятельностью развитие системы Российского права.
 
Ведущая: Скажите, каков уровень коррупции на сегодняшний день в нашем регионе? Какие реальные меры предпринимаются по борьбе с ней (в связи с введением нового закона о борьбе с коррупцией)?

В.И.Торговченков: Одной из основных задач органов прокуратуры на современном этапе является противодействие проявлениям коррупции, масштабы которой создают реальную угрозу стабильности и безопасности общества, подрывают доверие к правоохранительным органам, порождают социальную напряженность.

Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции, своевременное предупреждение и пресечение коррупционных проявлений в различных сферах общественной жизни является приоритетным направлением деятельности прокуратуры области. 

22.01.2008 в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации приказом прокурора области в прокуратуре области сформирован отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Сотрудники отдела выполняют задачи по обеспечению организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, за оперативно-розыскной деятельностью и уголовно- процессуальной деятельностью направленной на выявление, пресечение и расследование преступлений коррупционной направленности, привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

В последние годы эта работа претерпела существенные изменения как организационного, так и качественного характера.

Стадию становления проходит новое направление прокурорского надзора – антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. 

В истекшем году выявлено свыше 1.300 нормативных правовых актов органов представительной и исполнительной власти области и местного самоуправления и их проектов, в которых содержалось около полутора тысяч коррупциогенных факторов.

По результатам проведенных проверок прокурорами внесено 38 представлений об устранении нарушений законодательства, принесено 1.128 протестов, направлено 193 информации, подготовлено 3 заявления в суд.

По нашим требованиям в актах устраняются альтернативные правовые установки, отсылочные нормы, неясные и нечеткие формулировки с неопределенными терминами, которые представляют возможность их вольного толкования при принятии решений.

В ходе проверок пресечено свыше двух тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции, внесено 500 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 400 должностных лиц, в следственные органы направлено 49 материалов прокурорских проверок для решения вопроса об уголовном преследовании, из них возбуждено 31 уголовное дело. 
Позитивной динамики в борьбе с коррупцией удалось достичь благодаря эффективности и слаженности межведомственного взаимодействия (координационные совещания руководителей правоохранительных органов, обмен информацией, коллегии и т.д.)

В прошлом году в правоохранительные органы области поступило 369 сообщений о преступлениях коррупционной направленности, по результатам их рассмотрения возбуждено 121 уголовное дело. По итогам расследования прокурорами с обвинительным заключением в суды области направлено 80 уголовных дел в отношении лиц, совершивших коррупционные преступления.

Говоря об уровне коррупции следует отметить, что в последнее время продолжилась наметившаяся тенденция к сокращению числа зарегистрированных правоохранительными органами области должностных преступлений. В 2009 году их общее количество по сравнению с 2008 годом сократилось с 468 до 368 преступлений или на 21%. Количество выявленных фактов взяточничества сократилось с 298 в 2008 году до 162 в 2009 году.

Всего в 2009 году зарегистрировано 16031 преступление, из них 368 (2,3%) совершено должностными лицами в связи с коррупционными проявлениями.

Особое внимание уделяется борьбе с коррупцией в правоохранительных органах, использованию должностными лицами своих полномочий в личных, корыстных целях и вопреки интересам службы, общества, государства, законных прав граждан. 

В 2009 году к уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности привлечено 27 сотрудников правоохранительных органов.

Прокуратурой области принимаются все необходимые меры по реализации Национального плана противодействия коррупции. 

Прокуратурой области разработан и 30.09.2008 утвержден комплексный план мероприятий по противодействию коррупции на 2008-2010 годы.

Все запланированные конкретные мероприятия, направленные на противодействие коррупции, выполняются в предусмотренные сроки и в установленных объемах.

В целях совершенствования работы по выявлению преступлений коррупционной направленности сформирована постоянно действующая рабочая группа, по противодействию коррупционным проявлениям, в состав которой помимо сотрудников правоохранительных органов, включены представители контрольно-надзорных органов. Руководителем постоянно действующей рабочей группы назначен заместитель прокурора области.

Результатом совместной работы прокуратуры, правоохранительных органов области стали факты возбуждения уголовных дел и привлечения к уголовной ответственности, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, использовавших свои служебные полномочия вопреки интересам службы из личной, в том числе корыстной заинтересованности.

За непродолжительное время при новом антикоррупционном законодательстве работа по противодействию коррупции возросла по всем направлениям. Однако эту проблему одномоментно решить не удастся и это все мы должны понимать. Противодействие коррупции необходимо осуществлять системно, последовательно и это не только задача прокуратуры, правоохранительных органов. Без участия органов власти, общественных структур и в первую очередь населения в борьбе с этим явлением не удастся добиться желаемых результатов. 

Ведущая: Каким образом, на сегодняшний день организована правотворческая работа прокуратуры области, и каковы ее результаты? 

В.И.Торговченков: Тема регионального правотворчества как никогда актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления правовой основы. Характер задач, возложенный на прокуратуру, содержание деятельности ее органов, влияние прокурорского надзора практически на все сферы отношений, урегулированные нормами законодательства, объективно делают прокуратуру осведомленной не только об исполнении законов, но и о состоянии правового регулирования. Надзирая за исполнением законов, именно прокуратура в состоянии оценить их эффективность и выявить факторы, ее снижающие.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» к полномочиям прокуратуры отнесены как надзор за исполнением законов, так и надзор за соответствием законодательству нормативных правовых актов.

Результатом целенаправленной и конструктивной работы с органами местного самоуправления в области правотворчества стало то, что на сегодняшний день все прокуроры районов наделены правом правотворческой инициативы. Это позволяет оптимально использовать существующий потенциал прокурорской системы. 

На основании ст. 22 Устава области правом законодательной инициативы наделен прокурор Тамбовской области. Хочу заметить, что предоставленные полномочия достаточно активно реализуются. 
В частности, право законодательной инициативы использовано прокуратурой области при внесении в Тамбовскую областную Думу законопроектов: «О питьевой воде и питьевом водоснабжении в Тамбовской области», «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей», «О внесении изменений в Закон Тамбовской области от 29.10.2003 года № 155-З «Об административных правонарушениях в Тамбовской области», О проекте закона Тамбовской области «О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О правовых актах Тамбовской области" и Закона области "О противодействии коррупции в Тамбовской области». Все законопроекты рассмотрены Тамбовской областной Думой.

Прокурорами городов и районов области в 2009 году инициировано принятие органами местного самоуправления 397 нормативных правовых актов.

Органы прокуратуры активно участвуют в законодательном и нормотворческом процессе, обеспечивается присутствие представителей прокуратуры на заседаниях законодательных (представительных) органов власти, в работе комитетов, комиссий и рабочих групп Тамбовской областной Думы. Все выносившиеся на рассмотрение законодательного органа области проекты законов предварительно были изучены прокуратурой области на предмет соответствия федеральному законодательству и наличия коррупциогенных факторов. Замечания прокуратуры области учтены при принятии нормативных правовых актов в окончательной редакции, либо повлекли за собой снятие законопроектов с рассмот

Опубликовано 25-06-2014, 21:42
В понедельник был официально опубликован указ Президента РФ, которым определены полномочия и кадровые особенности организации...Подробнее
Теперь тарифы на российские "зеленые карты", то есть на международные полисы ОСАГО, снизятся на 5% по сравнению с прошлым месяцем...Подробнее
В текущем месяце вступают в силу 147 принятых к настоящему времени нормативно-правовых актов. Теперь работодатель обязан...Подробнее
Теперь задержанное транспортное средство подлежит возврату владельцу или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для...Подробнее
Правительство РФ внесло корректировки в действующие правила пожарной безопасности ......Подробнее
Минфин России пояснил - сумма оплаты дополнительного отпуска работнику, предоставляемому на период лечения (и проезда к месту...Подробнее
Представители Минфина России разъяснили, что членские взносы, а также средства, поступившие в соответствии с коллективными...Подробнее
Данная сумма должна компенсировать снижение уровня жизни пожилых людей из-за недостаточной индексации пенсий в 2016 году......Подробнее
К сожалению, в современной российской действительности работникам часто приходится сталкиваться с задержками и невыплатами...Подробнее
Сегодня ОП РФ призвала региональные общественные палаты сообщать о нехватке учебников в школах....Подробнее